Дизайнер интерьера, интервью с Дарьей Кажарской
Хочу начать с того, почему вообще я выбрала профессию дизайнера. Думаю, что мои мотивы покажутся знакомыми тем, кто примеряет эту профессию на себя. Мне с детства нравилось создавать нечто красивое: красиво одеваться, делать красивые аксессуары для дома, придумывать какие-то украшения, сувениры, которые пользовались популярностью у моих друзей. Да и просто мне доставляло удовольствие превращать старые типовые вещи в новые и необычные – будь то перелицовка маминого платья или планы по благоустройству двора. Когда встал вопрос о выборе профессии, я ни на секунду не усомнилась, что дизайн предоставляет возможности для реализации всех этих стремлений. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
На чье-то саркастичное замечание «Будешь табуретки сколачивать» я не отреагировала, равно как и на комментарий отца: «Учти, каждая женщина мнит себя дизайнером…»
Итак, я решила стать дизайнером, человеком, который продает людям красоту. О том, что помимо красоты есть еще прочность, польза, стоимость воплощения задуманного и мнение клиента, я как-то не задумывалась…
Мечта и проза
Понимание ситуации пришло даже не в процессе обучения в институте по специальности «художник по интерьеру», а в процессе первой работы. Очень хорошо помню момент, когда одна из моих первых клиенток спросила: «А где у нас будут розетки?» Какое отношение имеют розетки к художнику по интерьеру, плохо укладывалось в моей голове. Мне казалось, что основная моя задача придумать что-то из мира Haute Couture (высокой моды), то есть нечто совершенно индивидуальное, впечатляющее, возможно даже шокирующее. А тут какие-то розетки… Я же не электрик, в конце концов!
Дальше – больше. Обнаружилось, что в обязанности дизайнера входит знание строительных материалов и технологий. (Какой, например, будет толщина стены из того или иного материала? А оштукатуренная? А если керамической плиткой облицевать? А ванна после этого влезет? Точно влезет, а то она из Германии идет 3 месяца? И пр.)
А помимо этого надо уметь: составлять смету; выявлять истинные потребности заказчиков (а иногда и уметь найти компромисс между противоположными интересами внутри одной семьи или компании); руководить выполнением строительных работ на уровне опытного прораба (и, следовательно, четко понимать, кто что делает на стройке, в какой последовательности, а главное: что из этого получится); организовывать снабжение отделочными материалами (ориентироваться в огромном рынке товаров и услуг и уметь быстро обращать в плюс вред от чужих ошибок); ну и, конечно, грамотно выполнять замеры объекта (чаще всего в полевых условиях). Никогда не забуду один загородный коттедж, где в подвале было по колено воды вперемешку с, пардон, отходами жизнедеятельности; а на верхнем этаже свистел ветер. Дело было в конце ноября, пальцы на покрасневших руках отказывались слушаться и нажимать на кнопку лазерной рулетки. Через некоторое время заказчики решили приобрести другой дом, и получилось, что все мучения пошли «за опыт»: проект оказался никому не нужен. Это, конечно, не рядовой случай, но следует иметь в виду, что отсутствие нормального доступа для замера, торчащую арматуру, грязь и ощутимый холод/жару на начальном этапе проекта терпеть придется регулярно). Когда замеры сделаны, нужно уметь создать рабочие чертежи (в компьютерных программах, ручные сейчас никому не нужны); красиво нарисовать руками и быстро делать фотореалистичную визуализацию, будучи готовым внести сто одно исправление в цвет и фактуру той маленькой подушки на диване у дальней стены.
Ах да… Я забыла сказать, что недостаточно просто продемонстрировать проект заказчику. Скорее всего, его придется серьезно аргументировать и защищать как докторскую диссертацию. При этом никто не гарантирует, что даже в случае блестящих ответов на каверзные вопросы и вполне обоснованный проект, дизайнер не услышит задумчивое: «А мне все-таки что-то не нравится…». Стоит учесть, что в отличие от, скажем, стрижки в парикмахерской, проект можно переделывать до тех пор, пока у дизайнера не лопнет терпение. Ведь: «Вы же можете еще как-нибудь попробовать порисовать, а я посмотрю… Материал-то не страдает». В таких случаях имеет смысл ввести в договоре ограничение количества вариантов переделки.
Можно возразить, что тогда рискует клиент, однако, это не так. Дело в том, что профессиональный дизайнер перед началом работы обязательно запишет все пожелания клиента и сделает проект не из головы, как бы ему хотелось, а с учетом всех обозначенных требований.
К сожалению, нередко к дизайнеру приходят за чудом: «Я сам не знаю, чего я хочу, но пожелания у меня очень конкретные. Угадывать их – это ваша работа». И прав тот дизайнер, который сразу честно скажет о том, что каждый получает именно тот проект, который он хочет: если был заказ «сделать что-нибудь», получится именно «что-нибудь». Претензии в данном случае неуместны.
Однажды один мой знакомый, специалист в совсем другой области, и ремонтировавший самостоятельно свою квартиру высказался: «Дизайнер интерьера – это же прекрасная профессия! Ты можешь реализовывать свои фантазии за счет клиента!» По моему опыту, это одно из самых распространенных заблуждений относительно профессии дизайнера. В реальности дизайнер служит для того, чтобы с помощью своих знаний и умений обработать желания клиента. И никак иначе.
Самое сложное в профессии, на мой взгляд, – совмещать в себе два противоположных вектора: менеджера и художника, то есть логику и творчество. Возможно, где то существуют организации, в которых эти функции ложатся на двух разных специалистов, но на практике последние почти 10 лет мне такого не встречалось. Успешный дизайнер интерьера должен быть в одном лице: психологом, топ-менеджером, менеджером по продажам, технологом, конструктором, сметчиком и немного художником. Кстати, есть сейчас на рынке дизайнеры интерьера, которые СОВСЕМ не умеют рисовать, компенсируя это какими-то другими из перечисленных навыков и, вероятно, успешно, так как они востребованы. Хотя как им это удается, для меня все-таки загадка.
Откуда берутся профессионалы?
Образование по профессии «дизайнер интерьера» предлагают многие учебные заведения: и высшие, и средние, и краткосрочные курсы. Самые известные – МАРХи (Московский архитектурный институт) и Академия им. Строганова (в народе – Строгановка). В МАРХи, по моему мнению, учат больше конструированию и логике, в Строгановке – художественному образу. Работы выпускников этих вузов узнаваемы и сильно отличаются друг от друга, наверное, из-за разности жизненного восприятия их создателей.
Про средние учебные заведения и курсы я ничего определенного сказать не могу, кроме того, что если в рисунке видно много ошибок, чаще всего он создан выпускником этих учебных заведений. Не хочу никого обидеть, возможно, другие мне пока просто не попадались. Но когда глаз режет вывернутая перспектива, это все-таки неприятно.
По большому счету, высшее образование формирует способ мышления, подход к профессии, а прикладные знания по большей части приобретаются в процессе работы. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с выпускниками уважаемых учебных заведений, имеющих в портфолио грамотно оформленные чертежи и хорошие графические эскизы, но совершенно не способных общаться с заказчиками, подрядчиками, строителями… Да просто работающих в отрыве от элементарного здравого смысла. Ведь неудобно же, когда розетка в шкафу! И не могут окна в типовом доме быть высотой 85 см, правда? С другой стороны, нередко вполне успешно работают люди, пришедшие из другой профессии: они осваивают все нюансы профессии «в поле», и пусть рисунок кривоват, но кухня смотрится на запланированном месте, как родная, и пользоваться ею удобно, потому что дизайнер продумал все житейские нюансы. В учебном заведении дают базовые знания, которым грош цена пока они не станут прикладными. С другой стороны, проще использовать то, что хорошо знаешь в теории, чем пытаться спроектировать элемент интерьера, не имея ни малейшего представления об эргономике, композиции, цветоведении, не говоря уж о чертежной графике.
Итак, плюсы
Теперь – о радостях профессии.
Во-первых, есть возможность фриланса, то есть вас никто не ограничивает ни в рабочем графике, ни в заработке, кроме вас самих. Правда, при условии, что вы умеете хорошо себя рекламировать или в кругу ваших знакомых много состоятельных людей (дизайн-проект стоит не так дорого, а вот воплотить его в жизнь может позволить себе далеко не каждый). Если подходящие знакомые есть, можно рассчитывать на «сарафанное радио».
Скучно, скорее всего, не будет, а если и будет, то очень нескоро.
Справедливости ради надо отметить, что для этой профессии профессиональное выгорание не редкость. Не каждый сможет выдержать систематический отказ от своих представлений о прекрасном, удобном, недорогом в пользу клиентских. Но если для вас это не представляет сложности, то опасаться нечего.
В плюсы можно записать престижность самой профессии для стороннего наблюдателя. Признание за «творческими людьми» права на творческое самовыражение. Одежда не по протоколу, креативная стрижка, маленькие причуды – вам простят, если не заигрываться.
А радость основная, пожалуй, одна, но большая – когда приезжаешь на объект и понимаешь, что он СОСТОЯЛСЯ! Квартира, дом, офис стали на порядок комфортней и эстетичней. Не спотыкаясь об углы, не перепрыгивая через диваны, ходить по комнатам и удивляться, что даже то, что казалось на бумаге невозможным в плане реализации, все-таки воплощено и это можно потрогать руками. И с замиранием сердца думать: «И как же я все это придумал(а)?»