Что делает куратор выставок? Интервью с куратором выставок современного искусства

ПрофГид
Что делает куратор выставок? Интервью с куратором выставок современного искусства

Короткая справка

Константин Бохоров (7.3.1961 г.р) – куратор выставок современного искусства.
Автор искусствоведческих статей для газет и журналов.
Преподаватель композиции мультимедиа у режиссеров образовательных программ в МГППУ.

Окончил Академию художеств в Петербурге, Институт живописи и скульптуры имени И.  Е. Репина.
Кандидат культурологии. Диссертация посвящена процессам глобализации в российской художественной культуре 90-х годов.

Ближайшие  художественные проекты Конcтантина Бохорова: выставки в рамках III Московского международного открытого книжного фестиваля (ЦДХ, июнь 2008 г.), выставка «Держи голову в холоде» знаменитого австрийского художника Эрвина Вурма (ЦДХ, июнь 2008 г.). Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


ПрофГид. Куратор выставок – это ведь редкая профессия. Журналистов мы все знаем, и преподавателей художественных дисциплин много есть на свете, а с куратором выставок я беседую впервые.

Константин Бохоров. При этом, уточню,  выставок современного искусства.

ПрофГид. А! Поясните, Константин, разницу между искусством и современным искусством.

К. Б. Современное искусство – это не просто искусство живых современников, а такое искусство, которое  работает с нетрадиционными средствами выражения, и ищет и развивает новые средства,  таким образом совершенствуя язык, на котором говорит общество.  

ПрофГид. Вы говорите про визуальное искусство? Живопись, графика...

К. Б.
О! Не только! Современное искусство себя ничем не ограничивает. Музыка тоже сюда входит. Есть, например,  саунд-арт, тоже являющийся объектом выставок.
Надо сказать, что стихия настоящего современного искусства – свобода. Современное искусство не то чтобы бездомно, но если оно попадает в институциональный контекст, то оно там себя чувствует не в своей тарелке или портится.

ПрофГид.
Обратимся теперь к работе организатора выставок. Что он делает?

К. Б. Эта работа имеет определенную процедурность. Сначала проводится кураторское исследование ситуации в целом,  написание концепции, подбор художников, проектов, организуется экспозиция.
Куратор выражает себя и через «экспозиционный текст» (т.е. текст написанный с помощью произведений-знаков, произведений-идиом). Он вместе с дизайнером должен зрителю представить наиболее важные качества художника или художественного явления, которым занимается, найдя концептуальный принцип сочетания работ и выставочного пространства.
Это занятие творческое и затратное. Начинать трудно.
Ну, а если ты новичок, только явился на профессиональной сцене, у тебя должны быть идеи, ты должен гореть ими, нужно работать с молодыми художниками, стараясь уловить тенденции и представить их публике. Часто это бывает за счет своих расходов, за счет своего времени. Часто начинающий специалист делает это в неконвенциональном пространстве. Таким бывает  начало карьеры. Хотя современное искусство бывает и конвенциональным, т.е. живет в институциях. Институты приглашают молодых искусствоведов, но из них потом не всегда получаются настоящие творческие персонажи – они рискуют остаться в рамках институциональной рутины.

ПрофГид. Давайте скажем мечтающим войти в эту профессию, каким надо быть, чтобы смочь стать куратором выставок.

К. Б.  Фундаментальное  искусствоведческое образование необходимо, это в основе. Языки обязательно знать свободно: куратор – персона коммуникативная и интернациональная, проекты часто – международные. Но главное – творческая жилка. Очень важна интуиция, понимание того,  что актуально сейчас, и обсуждение с профессионалами на их языке, чтобы они понимали. Надо держать нос по ветру, знать тенденции, быть в курсе всего, что происходит. Готовность к риску тоже очень важна.

ПрофГид.
Вот как! Чем же рискует куратор?

К. Б.
Своей репутацией рискует. Есть ведь устоявшиеся авторитеты, а круг этих специалистов и художников узок. Когда появляется что-то свежее, новое, еще не признанное никем,  и ты это продвигаешь, то ты ставишь свою репутацию на кон. Но если показывать все время тухлятину, – тоже нехорошо. Между Сциллой и Харибдой. Между двух огней.
Еще важно соблюдать профессиональную этику.  Некоторые вещи делать неэтично.

ПрофГид. Итак, Константин, вы первооткрыватель новых  художников. Кого вы открыли? Кем гордитесь?

К. Б. Ну, они и сами себя открывают прекрасно… Но, к примеру, Сергея Шаховцова я удачно выставил в одном своем проекте. Он делает из поролона социальную скульптуру.
Я причастен также к становлению некоторых художников группы РАДЕК.
Начинается профессиональный путь, как правило, с некоммерческих выставок. Мне интересно делать проекты-ситуации. Например, в мастерской, которую собирались сносить. Знаменитый швейцарский куратор Харольд Земан, говорят, тоже так начинал. Грузил объекты в фургончик и возил по городам – такое передвижничество. Это уже потом он стал курировать международные биеннале. А сначала надо заявить свои идеи, заявить о своих художниках. Куратор выставок работает с тенденциями, его задача – почувствовать новую интересную тенденцию.

ПрофГид. Константин, как вы пришли в профессию?

К. Б. В детстве я много читал. Лет в двенадцать мне попалась книжка «Пилика с ласточкой» – искусствоведческие очерки. Тогда мы жили в совхозе «Чалдовар» в Киргизии. Художественной школы там не было. Любовался полями цветущих маков, памирскими хребтами. Потом переехали в Москву. Дядька мой был довольно известным скульптором, Никита Лавинский. Он организовал вокруг себя интересное сообщество и был его идейным вдохновителем, очень душевный, мудрый, с очень богатым жизненным опытом. Под его влиянием я и начал. Сначала как художник. Потом выучился на искусствоведа. А потом и специальность такая появилась в стране.

ПрофГид.
Так Никита Лавинский и был Вашим первым учителем в искусстве?

К. Б. Да, это так.

ПрофГид. Это еще раз доказывает, что лучше в профессию войти через наставника. Как думаете, Константин, возможно ли вхождение в профессию без поводыря, проводника, учителя?

К. Б. Думаю, что возможно. Но в моем случае наставник был. У меня есть даже работы скульптурные, я выставлялся. Потом  я учился в Репинке, участвовал в начинавшемся в 1990-е годы институциональном строительстве. Учился делать точные прогностические выводы по поводу развития художественной ситуации, художественных стратегий.

ПрофГид.
Творческий человек не может, видимо, взять и полностью отойти от дел, в его груди крутится колесико до самого конца жизни. Позволяет ли кураторская профессия работать в преклонном возрасте?
 
К. Б. Позволяет. Она ведь базируется на таком свойстве, как умение общаться с людьми. Харольд Земан курировал выставки до последних дней жизни, когда ему было 70 лет, и все с огромным уважением к нему относились. Для него работа была смыслом жизни.

ПрофГид. А вам,  Константин, что дает занятие выставками?

К. Б. Я через это окно смотрю на мир. Я убежден: искусство – сила, которая движет человечеством. Искусство – это базовая стихия для элемента сознания. Если б эта стихия не имела всеобщего значения, я бы ею не занимался. Выбор мною профессии основан на этом безусловно. Добавлю, что это важная социальная практика, она объединяет людей и страны. Для меня профессия – не средство зарабатывания денег, а инструмент формирования моего мировоззрения и личностных качеств. Искусство – не товар, это социальная стихия.
Есть профессионалы, которые занимаются продажами. Это очень важный род деятельности, за счет этого оно тоже функционирует в обществе.
Дипломированный искусствовед может также заниматься  антиквариатом, музейной работой, просто экскурсоводом быть, в детской школе работать, организовать художественную артель, театральное представление.

ПрофГид. Но вы выбираете кураторство.

К. Б. Да, потому что я ставлю на искусство как форму сознания.

ПрофГид. Искусство можно рассматривать как товар, а можно находить в нем повод для одухотворенной жизни. Константин, знаете ли вы людей в этой профессии, которые стали богатыми?

К. Б.
Состоятельных знаю, все же очень богатых – нет. Вообще я не думаю, что в этой профессии можно обогатиться. Можно хорошо зарабатывать, если будешь многогранным, будешь еще выступать экспертом и т.д. Если говорить о том, куда приводит эта дорога…Часто кураторство выставок  приводит к тому, что куратор становится директором музея или национальной галереи.

ПрофГид.
Константин, скажите свое слово человеку, начинающему жить и выбирающему свою профессиональную дорогу.

К. Б. Мое слово  человеку? Вот оно: верьте себе и у вас все получится!

0 комментариев
Оценка: