Должен ли уметь рисовать дизайнер? Интервью с арт-директором журнала
ПрофГид: Денис, чем занимается дизайнер-график? Вот вы, например, какой продукт создаете? Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Денис Барковский: Самые разные продукты: обложки музыкальных альбомов, плакаты, логотипы, фирменный стиль, элементы интерфейса, стикеры, графику на футболках, макеты журналов и книг... Всего не перечислишь, в графическом дизайне много направлений.
ПрофГид: Кто ваш заказчик?
Д. Б.: Как правило, главные редакторы журналов, издатели. Но это в плане основной работы, а вообще – музыканты, продюсеры и другие творческие активисты. Я люблю музыку, и в свое время оформил множество музыкальных релизов для Citadel Records, Ptuch Sound System, клуба Zeppelin, Respect Production, Rap.ru и еще много других единичных проектов. Люблю сотрудничать с кофейнями из-за своей любви к хорошему кофе, и однажды даже получил награду на фестивале «Графит» за плакаты для кофейни Coffee Bean. Ну, и в целом я люблю сотрудничать с позитивными людьми, которые не покладая рук борются с Вавилоном. Например, проект «ТусАрт», эти ребята ежегодно проводят фестивали в разных уголках света.
ПрофГид: А сейчас над какими проектами работаете?
Д. Б.: Сейчас я арт-директор специальных проектов в Издательском доме. Проекты самые разные – рекламные секции в журналах, наружная реклама, всевозможные буклеты, pdf-презентации, слайд-шоу... Не соскучишься, в общем.
Короткая справка
Денис Барковский - дизайнер Издательского дома Independent Media Sanoma Magazines.
Работал в дизайн-студии Open Design!, арт-директором в журналах "Птюч", "Штаб-квартира", Wallpaper. Принимал участие на фестивале графического дизайна "Графит" и международном биеннале графического дизайна "Золотая пчела".
ПрофГид: Какими инструментами вы пользуетесь, каким программами?
Д. Б.: Apple Mac Pro с пакетом адобовских программ Creative Suite, ну и, конечно, неизменный карандаш с бумагой.
ПрофГид: Должен ли дизайнер уметь рисовать?
Д. Б.: Конечно должен. Причем неважно как, главное – чувствовать свою пропорцию во всем.
ПрофГид: А можно ли вообще поставить знак равенства между художником и рисовальщиком?
Д. Б.: Если понимать под словом «художник» великого мастера эпохи Возрождения, а под «рисовальщиком» – штатного художника кинотеатра, рисующего каждый день афиши, то конечно, нельзя между ними ставить знак равенства, – это два разных восприятия мира. Но эти два разных восприятия крайне важны и необходимы для того, чтобы наш мир оставался тем, что он сейчас есть. То есть, если бы осталось что-то только одно, то не было бы ни афиш, ни полотен мастеров в музеях – это связанные между собой вещи, как двоичный код. Для меня лично художником является и водитель бульдозера, который расчищает коровий навоз – по крайней мере, я иногда вижу в этом произведение искусства.
ПрофГид: Что вы делаете, когда нет вдохновения, а работать надо? Наверно, самые удачные вещи создаются все-таки по вдохновению?
Д. Б.: Самые удачные – да, по вдохновению. Но тут дело не во вдохновении, а в интересе, если мы говорим все же о работе дизайнера. Если есть интерес сделать то, что ты еще не делал, то это и есть то "повседневное вдохновение", которое тебе помогает делать эту работу с энтузиазмом. А что касается "творческого вдохновения", которое, конечно, на порядок сильнее "просто интереса", то оно зависит от каких-то, скорее, ощущений и парадоксов. Например, меня всегда по-настоящему вдохновляют не связанные с дизайном вещи, совсем какие-то порой незначительные. В такие моменты воображение усиливает реакцию буквально на пустом месте, и – бац! – ты в потоке. Что я делаю, когда надо работать, а настроения нет? А я и так всегда работаю в плохом настроении. Дело в том, что в хорошем настроении работать вообще нельзя. Если у меня хорошее настроение, я иду гулять и общаться с друзьями. А процесс дизайна лично для меня требует того, чтобы это настроение моделировалось именно в том, что я делаю, а не наоборот. То есть, когда я смотрю на пустой документ, или, проще говоря, на чистый лист, у меня появляется возможность поднять себе это настроение.
ПрофГид: Как, по-вашему, связаны труд и вдохновение?
Д. Б.: Если люди находятся на своем месте и они любят свою работу, то любые трудности, связанные с ней, видятся чем-то даже приятным. А, если нет, то о каком вдохновении может идти речь? То есть, в идеале каждый должен найти и открыть себя в чем-то, и тогда эти два понятия превратятся в одно – в творчество.
ПрофГид: А можно ли как-то подстегнуть вдохновение? Вот Бунин яблоки держал на столе и их запах доставал из глубин его памяти и души нечто, что выливалось в Текст. А у вас как?
Д. Б.: У меня на столе стоит баллончик с нитро-краской – время такое, яблоки уже не вставляют!)) А если серьезно, то, на мой взгляд, эта история очень похожа на телепередачу про Ленина-гриба – LOL )). На самом деле я думаю, что люди не до конца понимают природу своего же вдохновения – получив его, они тот час же спешат натворить что-то, не оставляя времени на его чистое созерцание, и в конечном итоге лишаются возможности понять его природу, сводя все это до конкретных вещей или своих пристрастий. Именно поэтому они часто отдают лавры продуктам своего потребления, будь то абсент, или еще что-то. Но вдохновение – оно очень похоже на влюбленность, и стимуляторы в этом вопросе бессильны, они лишь могут создать очередной симулякр, и это уже вопрос откровенности в творчестве. Наверное, поэтому мы иногда видим очень неприглядные вещи, где отсутствие такой откровенности и чувства любви к тому, что ты делаешь, приводит к ментальной порнографии. Я не понимаю, если честно, как можно черпать вдохновение из чего-то одного, когда вокруг столько удивительных вещей! Но у всех по-разному, и это нормально. По крайней мере, об этом можно говорить только с иронией, но никак не серьезно.
ПрофГид: Приходилось вам отказываться от заказов? Над какими проектами вы никогда не стали бы работать?
Д. Б.: Приходилось, и с удовольствием. Я отказывался делать что-то, когда понимал, что люди не оценивают смысла происходящего, когда становилось очевидным, что дизайн, или адекватная эстетика, другими словами, им не нужна и непонятна. В такие моменты, естественно, у меня вообще пропадает желание что-либо делать, и, тем более, доказывать какие-то прописные истины. Восприятие эстетики – промышленной, или стилистической, – это вообще связано с культурным уровнем как таковым, и поэтому бороться здесь за результат порой совсем не интересно.
ПрофГид: Какой у вас образ жизни? Во сколько приходите на работу и приходите ли каждый день?
Д. Б.: Вообще образ жизни часто складывается от многих вещей – рода занятий, социального положения, психического состояния и т. д. Но у людей с ярко выраженной профессией есть и другие вещи, которые интересным образом влияют на их жизнь, и это, прежде всего, – инструмент, с которым ты работаешь. Вы, наверное, знаете, что у людей разных профессий существуют свои профессиональные особенности, которые они приобретают в ходе ежедневного контакта с инструментом или определенным ходом процесса. У дизайнера этот инструмент – компьютер. Я работаю за компом столько, сколько себя помню, и в ходе этого многолетнего контакта у меня сложилось впечатление, что я перенял многие его особенности, как это ни смешно звучит. Компьютер вообще очень похож на человека, и все его функции и процессы буквально копируют окружающую реальность, но по-своему. И эта компьютерная интерпретация мира порой учит смотреть на эту реальность через язык его описания – вот такой digital Zen. И мне кажется, что у меня, как и у "макинтоша", уже нет никакого образа жизни – у меня есть «режим работы» и «режим отдыха». А как известно, переключение между этими двумя режимами всегда происходит извне.
ПрофГид: Где вы учились дизайну? И есть ли такие институты, которые учат такому делу как следует, в полном объеме необходимых знаний, умений и навыков?
Д. Б.: Как только я научился держать в руках предметы, я стал рисовать то, что меня впечатляло, и это были, как ни смешно, логотипы. Я нигде не учился, я просто так воспринимаю этот мир, через графику. И мне кажется, что восприятию невозможно где-либо научиться, невозможно научиться впечатляться от чего-либо, и невозможно у кого-то занять индивидуальность. Но институты все же нужны, несмотря на распространенное мнение, что они душат эту самую индивидуальность в зачатке. Проблема здесь не в них, а в том, что в институты идут тогда, когда этого еще не стоит делать – на раннем, еще несформированном этапе творческого развития. Мне кажется, что это стоит делать лишь тогда, когда ты уже почувствовал свои силы, приобрел собственный взгляд на вещи. Только в этом случае институт действительно сможет помочь тебе стать более образованным в собственной профессии. И еще многие по наивности считают, что институт – это волшебное озеро, из которого выходят уже другими людьми, и в него нужно всего лишь только войти. Но это не так. Такие вещи даются очень непросто, и прежде всего, в ходе какой-то внутренней работы и вовлеченности. Фанатичное самообразование – это путь к индивидуальности в своей профессии. Поэтому в полном объеме пакет знаний, умений и навыков, как вы сказали, получить нигде невозможно, все это только можно собрать по отдельности, и никакие торрент-клиенты здесь не помогут. Все как в поговорке про рыбку из пруда.
ПрофГид: Что вы можете посоветовать молодому человеку, выбирающему профессию?
Д. Б.: Посоветую ничего не выбирать, расслабиться, взять скейт, велик, или доску, и ехать кататься куда-нибудь, где ты будешь наедине с собой – там, вероятней всего, ты сможешь услышать собственный голос... Когда возникает острый вопрос в том, что тебе делать в жизни, то это явный признак паранойи и страха перед временем, а страх и смятение – это плохая основа для серьезных начинаний. В такие моменты надо отдаваться явному, тому, что сейчас реально хочется, а проблему выбора доверить собственной интуиции. Ответ найдется неожиданно, но только в том случае, если ты не будешь напрягаться.
И, кстати, есть отличная речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда в 2005 году, которую просто необходимо прочитать всем тем, кому не безразлична своя судьба и профессия – она, я считаю, – лучшее наставление для «человека, выбирающего профессию».
ПрофГид: ваше жизненное кредо?
Д. Б.: Наверное, что-то типа «познавать и меняться». Но есть еще пара вещей, которые мне кажутся очень важными – это умение сохранять достигнутое и чувство юмора.