Как создать свой бренд одежды, интервью с дизайнером одежды
Алексей Габило – молодой талантливый дизайнер, стремительно взлетевший на Олимп отечественной модной индустрии в качестве создателя украшений. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Его творческий путь начинался во взаимодействии с брендами Valentin Yudashkin, Fresh Art, D`Lorisan, Norsoyan, после чего в 2009 году создается его собственный бренд Gabilo. В 2009 году успешно прошла его первая персональная выставка дизайн-объектов и проекта «Календарь». Алексей регулярно участвует в российских неделях моды, его бижутерия продаётся более чем в десяти магазинах Москвы.
Редакция сайта ПрофГид решила подробно расспросить Алексея о его профессии и взглядах на проблему профессионализма в целом.
ПрофГид: В настоящее время очень распространена точка зрения, согласно которой, узкий профессионализм Билла Гейтса, например, более предпочтителен для построения успешной карьеры, нежели многопрофильность, свойственная временам Ломоносова. Что ты об этом думаешь?
Алексей Габило: Я считаю, что Билл Гейтс в этом смысле ничем не отличается от Ломоносова. Помимо того, что он основатель компании Microsoft, он кроме этого отличный бренд-менеджер, отличный пиарщик, очень жёсткий руководитель и стратег. Я считаю, что именно многопрофильность сейчас в почёте.
ПрофГид: Но ведь для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке, ты должен очень детально знать одно конкретное дело. Или всё равно нужно иметь множество сопутствующих знаний и умений?
Алексей Габило:Есть очень много крутых специалистов в своей области, например в науке, которые не умеют о себе рассказать, себя поставить и продать. Сейчас не имея всего этого в своём арсенале, ты останешься неизвестным. А известность, как известно, перетекает в деньги… Но я сейчас говорю, конечно, больше исходя из ситуации в области, в которой работаю…
ПрофГид: Но ты же сам часто говоришь, что очень бы хотел, чтобы с тебя были сняты все эти обязанности менеджера, пиарщика, мерчендайзера. Зачем тебе, дизайнеру, от этого всего освобождаться? Чтобы расчистить время для занятия любимым делом или потому, что всё это – неприятные работы (так или иначе связанные с продажами) и от них хочется избавиться?
Алексей Габило: Да, потому, что мне это не интересно, не хочется заниматься дополнительным делом. Но мы живём в таком обществе, в такой системе, что ты должен кроме своей непосредственной работы заниматься ещё какой-то ерундой… Я сейчас, давая интервью, например, выступаю как пиарщик самого себя. Это закон профессии.
ПрофГид: Но ты же при этом считаешь себя профессионалом? И что это, по-твоему, за понятие такое?
Алексей Габило: Нет, я себя профессионалом не считаю.
ПрофГид: Но как же так?! Тебе 25 лет. Если собрать воедино все твои достижения только в области дизайна украшений, хватит на целую жизнь! Взять хотя бы участие в таких крупных событиях в мире моды как RFW (Russian Fashion Week) и AFW (Aurora Fashion Week). Многим молодым дизайнерам такое может только сниться…
Алексей Габило: Может быть, но это, скорее, показатель профессионализма в раскрутке бренда, а не в дизайне бижутерии. В той области, в которой я сейчас работаю, в создании украшений, я не применяю основных навыков работы с ювелиркой, что могло бы действительно продемонстрировать мой профессионализм. Чтобы быть настоящим профессионалом в этой области, нужно как минимум семь лет обучаться в специализированном ВУЗе. Я не Данила Мастер из «Хозяйки медной горы», родившийся со всеми этими знаниями и умениями, но даже он, чтобы создать свой Каменный Цветок потратил много лет на оттачивание своего мастерства. Я столько не учился. Да и, честно говоря, я вообще не считаю себя дизайнером. Я просто создаю украшения.
ПрофГид:Значит, правильнее будет называть тебя художником?
Алексей Габило: Вот художник – это более точное определение. Я вообще считаю, что каждый человек, который что-то делает, – художник. В широком смысле этого слова. У меня был художественный проект «Календарь», хотя я, например, совсем не умею рисовать…
ПрофГид: Когда ты создаёшь объекты, стоит ли перед тобой какая-то задача? Пытаешься ли ты, например, создать новую форму из непривычного материала, как это часто делают дизайнеры?
Алексей Габило: Скорее, по-другому. Мне очень нравится како-то материал. Например, бусины и стразы. Нравятся осязательно и визуально. И я однажды захотел сделать из этого материала маску, просто потому, что я люблю маски. Я не как те дизайнеры, которые играют на противоречии объекта и материала. Я не создавал концептов. Все мои объекты (и маски, и световые объекты из того же материала) очень просты и рождаются случайно. В них нет какого-то великого смысла, истории или прочей возвышенной пошлятины. Я просто получаю огромное удовольствие от процесса…
ПрофГид: Прости, перебью, но чтобы созданная тобою вещь существовала в нашем информационном пространстве, у неё должна быть история. Или, по крайней мере, потребителям бы этого очень хотелось, потому как мы все к этому привыкли…
Алексей Габило: Да. И вот здесь подключаются все мои остальные «профессии», которые я так не люблю. Если созданная мною маска будет просто стоять у меня дома, надетая на стеклянную банку – она никому не нужна. Мои маски в таком виде мало кому нравились…
Светильник. Автор - Алексей Габило. Фото Александра Ильина. |
ПрофГид: Если ты получаешь такое удовольствие от процесса создания, зачем тебе нужно, чтобы люди давали оценку твоим объектам, чтобы они нравились?
Алексей Габило: Хороший вопрос. Только мне плевать на оценку. Но мне важно, чтобы то, что я делаю, нравилось ещё кому-то, кроме меня. И здесь последовательность такая: я не создаю нечто с целью, чтобы это нечто нравилось, а уже имея готовый объект, показываю людям, и хочу, чтобы он нравился. И я обязан свои работы показывать – этого требует моя профессия, я зарабатываю на этом деньги. Да и вообще, я уверен, что мы живём в мире бесконечного множества вариантов, и исключена возможность того, что какая-то вещь может не понравиться вообще никому. На любую вещь найдутся как минимум три потребителя. Я считаю, что любую вещь, можно продать за любые деньги, только нужно уметь ждать. Но если не установить минимальной цены – то возможны варианты. Показательный пример. В Барвихе проходил благотворительный аукцион в поддержку взрослых нетрудоспособных людей. Многие дизайнеры приносили свои вещи, в том числе и я предоставил свою маску. Девушка, владелица туристического агентства, влюбилась в маску и купила её за пять тысяч рублей, только оттого, что в момент аукциона у неё не было с собой больших денег… Хотя этот лот и был самым дорогим.
ПрофГид: Но у маски могла быть и другая судьба… Насколько для тебя вообще важна дальнейшая история созданной тобой вещи?
Алексей Габило: Очень важна. Я могу отдать своё украшение в шоу-рум, и буду знать, что, скорее всего, его возьмут на съёмку, и впоследствии оно появится в каком-нибудь глянцевом издании. Или отдать в магазин на продажу. Хотя был случай, когда шесть масок оказались в прямом смысле слова на помойке. Один из магазинов был ограблен: вор вынес мои маски и ещё какие-то шубы. Шубы потом он смог сдать в комиссионку, а с масками не знал, что делать. Вне контекста магазина эксклюзивных вещей, маски для него утратили свою стоимость. Они были просто красивы, блестели в ночи под светом фонарика, потому он их и вынес, а что с ними дальше делать он просто не знал. Я потому и говорю, что цена вещи может быть любой, главное, чтобы она (вещь) существовала в своём контексте.
ПрофГид: Если я правильно понимаю, то ты живёшь проектами: случается какая-то вешь, ты её презентуешь, далее она имеет свой резонанс. И всё. Она тебя больше не тревожит, ты тиражируешь её, только если это кому-нибудь нужно. А дальше с тобой случается следующая история?..
Алексей Габило: Да. После масок была «Простая история». Она появилась по другой причине. Поскольку я дизайнер украшений, находились люди, которые задавали мне в отношении масок вопросы вроде «что это?», «зачем это?», «что с этим делать?». И я нашёл огромный интерес для себя в создании украшений, про которые не возникает подобных вопросов. Я захотел удовлетворить этих людей. Потом уже, когда коллекция была сделана, я вспомнил историю про Девида Линча, который создал множество сложных фильмов для узкого круга зрителей, и его жена, совершенно простая земная женщина, попросила его сделать, наконец, нормальный фильм с нормальным, понятным всем сюжетом. И он его сделал. Фильм хороший, слезу вышибает. А дальше Линч продолжил снимать свои фильмы, какие хотел…
ПрофГид: Значит ли это, что твоя «Простая история» из серии «и это я тоже могу»?
Алексей Габило: Да. Это линейка совершенно простых украшений, понятных людям. Важный момент ещё – это вопрос ценообразования: украшения должны были быть сделаны в России из материалов, закупленных в России. Чтобы себестоимость была такова, что на выходе украшение может себе позволить средний покупатель. У линейки сейчас хорошие продажи. Интересно то, что вещи, которые я считаю элементарными, байерами признаются «действительно дизайнерскими». Вот и ответ на логичный вопрос, что такое дизайн.
ПрофГид: И что же это?
Алексей Габило: Это как с эталоном. Сейчас эталон – это не лучшее по качеству, а самое доступное в своём классе. При этом вещь, мобильный телефон, например, хорошо выполняет свою функцию. Если раньше, когда телефоны только появились, они стоили дорого, были огромных размеров – и это считалось эталоном, то сейчас эталон изменился за счёт упрощения процессов создания и удешевления материалов. Так и с дизайном. Простая вещь, выполняющая свою функцию, за минимальные деньги.
ПрофГид: О’К. Вернёмся к твоей работе. Две ниши заняты. Коллекция масок для ценителей и «Простая история» для широкого потребителя. Что дальше? И для кого?
Алексей Габило: Не совсем правильно продолжать мысль в данном ключе. Только «Простая история» была «для кого». Маски были для себя. И дальше, всё, что я планирую делать, будет для себя. Сейчас меня привлекают метеориты, минералы, природные ископаемые. Причём раньше я считал всё это материалом для работы дизайнеров из «Дома пионеров».
ПрофГид: И что же произошло? Как ты рассмотрел этот материал?
Алексей Габило: Очень просто. В последнее время я смотрю множество фильмов по естествознанию, о космосе, чёрных дырах, возникновении вселенной. В частности много узнал о метеоритах. Миллионы лет они летают в космическом пространстве, сталкиваются, разбиваются и в таком виде попадают на Землю. Я познакомился с людьми, которые посвятили жизнь поиску этих осколков. Представь себе, что этому материалу минимум четырнадцать миллионов лет, и нам могут быть доступны такие древности.
ПрофГид: То есть ты опять влюбился в материал?
Алексей Габило: Да, но в отличие от проекта с масками, не в красоту материала, а в те смыслы, которые в нём содержатся, в его персональную историю. Данный проект не про «красиво», не про «продаётся».
ПрофГид: Очень хочется выявить тенденцию развития твоего творчества… Можешь её как- то сформулировать?
Габило: Сложно. Маски – это конструкция, «Простая история» – это продажи, технология. А изделия из минералов… да, наверное, это смыслы. Это вообще отдельная большая тема, которую, возможно, здесь не стоит трогать.
ПрофГид: И всё же…
Алексей Габило: О’К. Делая такую утилитарную ерунду, я имею в виду вообще все украшения, я понимаю, что всё это – «бисер и бусинка», и ничего, кроме украшательства в себе это не несёт. А я считаю, что в голове у меня сейчас есть нечто большее, чем просто желание выдать очередную «красоту». Я не могу не делать бижутерию, так как занимаюсь этим с детства, но для себя считаю это недостойным мыслящего человека занятием. И если я проживу свою жизнь, только делая бижутерию, я не смогу считать, что жизнь моя удалась. Для меня ремесленничество, в отличие от Коко Шанель, которая обиделась на Стравинского, упрекнувшего её в том, что она тряпки перебирает, – не оскорбительно. Но с помощью моего ремесла можно выдать ещё что-то, что ему не органично. Я за пользу. За разумную трату денег. Я хочу, чтобы моя бижутерия была полезной. Несла информацию. Например, с каждым украшением должна быть брошюра с текстом об этом конкретном минерале, который в нём содержится… Там должно рассказываться, что аммониты – это моллюски, жившие белее 70 миллионов лет назад и т.д. Чем больше люди будут знать, тем лучше. В этом сейчас я вижу свою задачу…
ПрофГид: Миссию! Это слово постоянно вертится на языке. У тебя есть инструмент, навык, которым ты обладаешь с детства, и это твой язык. Возможно, твоя задача, миссия, больше, чем просто украшать и продавать? Может быть, ты хочешь с помощью своих изделий ещё и учить?
Алексей Габило: Но не учить! Возможно, давать какую-то информацию! Я хочу к тому минимуму, который содержит просто сделанная вещь присовокупить максимум полезного. Не концептуального и заумного, а, доброго, светлого, вечного… Простого и понятного.
ПрофГид: Всё, что ты говоришь, как будто проходит под знаменем «Разум когда-нибудь победит». Сначала твой собственный разум преодолел желание создавать просто интересную конструкцию, потом он преодолел желание делать много красивых вещей, чтобы они продавались. Теперь из соображений разумной экономии ты создаёшь вещи, которые наделены помимо своей непосредственной функции ещё неким «разумным элементом». Это так?
Алексей Габило: Но это не только я. Сейчас это общая тенденция. Люди сейчас многого не знают. Мы все смотрим плохой телевизор, читаем плохие газеты, оттого хотя бы, что других практически нет. И как следствие этого совершаем действия, которых бы не совершили, знай мы немного больше. Это касается и экологии. Есть фильм «Неудобная правда» о вопросах глобального потепления, снятый в 2007 году. За него уже получена Нобелевская премия. Так вот там говорится, что наибольший вред атмосфере наносят не машины, а леса, которые горят. А горят они от повышающейся температуры. Сейчас достаточно выглянуть в окно, чтобы в этом убедиться…Фильм сам не показали по центральным каналам, зато уже сняли опровержение «Неудобная правда о неудобной правде» и выдали по этим самым каналам в эфир. Мы многого не знаем, и нам многого не говорят…
ПрофГид: Подводя итог всему вышесказанному. Можно ли утверждать, что создание бижутерии, как твой персональный язык, – это способ выражения гражданской позиции?
Алексей Габило. Нет. Создание вещей – не способ. Просто я, как человек думающий, хочу в том зле, в котором нахожусь (а мир моды – безусловное зло, и ничего святого в нём нет, это простой механизм усреднённого дизайна), делать то, что я хочу. Я своего рода заложник ситуации. Но я реально хочу делать украшения. И у меня есть амбиции. Но такого рода, что любой продукт имеет право на своих трёх потребителей. И весь мой профессионализм заключается в том, чтобы сделать красивый лук-бук, записать диск с коллекцией, т. е. совершить необходимые действия, чтобы потенциальный потребитель смог увидеть мою работу. И это не выражение моей гражданской позиции. Я еще не знаю, о чём я выскажусь. Я ещё пока не нашёл способ совместить приятное с полезным: приятное – это получение мною удовольствия от процесса создания украшений, а полезное – то, о чём мы выше говорили. Очень важен баланс приятного с полезным.
ПрофГид: То есть украшение должно быть красивым, но не бесполезным?
Алексей Габило: Именно моё украшение. Мне важно из чего оно сделано, каким трудом, не страдали ли люди при добыче материала. Важно, чтобы он не был наворован. Интересный факт. Малахит по нашему законодательству запрещён для использования, кроме редких случаев государственной важности. Вот я теперь, даже если потом его разрешат, никогда не буду с ним работать. Я использую недра, от которых не убудет, если я к ним прикоснусь.
ПрофГид: На выходе имеем вещь красивую, полезную и позитивно заряженную, в том смысле, что вещь не вызывает у тебя лично стыда и угрызений совести по этическим вопросам. Так?
Алексей Габило: Главное – стыда. Я должен вещью гордиться. Просто на каждом этапе гордость эта разная. Возвращаясь к теме профессионализма, могу сказать, что для всех это понятие имеет разный смысл. Особенно для дизайнеров. Кто-то только и думает, как бы извернуться и придумать что-то эдакое. И я таким был. Есть у меня паранджа из бирюзы, которая с этой целью была сделана. И мне сейчас не стыдно об этом говорить, наоборот хочется, чтобы об этом спрашивали!