Как стать продюсером, творческая это работа или административная — интервью с продюсером
ПрофГид: Дмитрий, почему вы решили стать продюсером? Почему выбрали телевидение? Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Дмитрий Лазуткин: Родился я в глухом таежном поселке на Севере Красноярского края. С детства мечтал быть то киномехаником, то актером, в итоге стал режиссером и продюсером. Что касается области применения моих навыков… Телевидение наиболее отвечает моим желаниям, возможностям и «хотелкам»… Телевидение мобильно, а потому и я мобилен, как продюсер, как автор и режиссер…
Вообще-то, я продюсер непрофессиональный – жизнь заставила… И так сложилось.
Закончил я курсы при ВГТРК, на которые попал вообще невероятным образом. На курсы набирали ТОЛЬКО работников государственных телерадиокомпаний, а я к тому времени на КГТРК* уже не работал… В общем, всеми правдами-неправдами, но залез я в число обучающихся… О чем ни разу за всю свою жизнь я не пожалел…
ПрофГид: Расскажите немного о своей студии. Сколько лет вы её возглавляете?
Д. Л.: Студия «Петроглиф» была создана мной в 2002 году, чтобы было удобно работать с телеканалами, спонсорами и прочими структурами. На постоянной основе студия не работает, если есть проекты, то набирается штат для определенного проекта и, отработав фильм, съемочная группа распускается до нового проекта, до очередной затеи…
Короткая справка
Дмитрий Лазуткин — телевизионный продюсер, руководитель студии «Петроглиф». Выпускник специальных курсов Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Живет и работает в Красноярске.
ПрофГид: В чем суть работы продюсера? Какими процессами продюсер руководит? Что в руках продюсера: деньги, тема, люди, техника?
Д. Л.: Если режиссер - это творческий мозг проекта, то продюсер — это мозг проекта вообще. Процессы, которыми руководит продюсер, самые разнообразные: от поиска тем, до получения призов на фестивалях, куда он же (продюсер) пытается запихать свои «шедевры»… В руках продюсера сосредоточен весь творческо-технический потенциал, который необходим для того или иного проекта… А начинается всё обычно с простых разговоров, дальше разрабатывается сценарий, идут планомерные поиски героев, архивов, переговоры с людьми, поиск съемочной группы, съемки, монтаж и сдача фильма. И во всем процессе нужен начальник, которым и является продюсер… Мне в этом плане повезло: я сам себе продюсер, автор, режиссер и отчасти оператор своих работ, а остальная съемочная группа – это люди, с которыми я знаком не первый год. Недавно в структуре студии «Петроглиф» произошли изменения, появился еще один продюсер - Андрей Юдин, с которым мы уже более года пытаемся продвигать наши идеи. Пока получается. Связано это с тем, что я человек более творческий, чем Андрей, зато он больше понимает в хозяйственной деятельности… На том и порешили: на Андрее - финансовые и хозяйственные вопросы, на мне - продюсирование фильма в творческой части: подбор группы, разработка темы, переговоры с потенциальными съемочными площадками… Вопросы технического оснащения тоже на мне, а Андрей взвалил на себя участие студии «Петроглиф» в фестивалях самых разных уровней…
ПрофГид: Но это больше административная работа или всё-таки творческая?
Д. Л.: Работа продюсера, однозначно, — более административная работа, хотя элементы творчества тоже присутствуют…
ПрофГид: Откуда берутся идеи новых проектов? Продюсер их рождает сам или воплощает готовые?
Д. Л.: Идеи рождает жизнь. Мы же занимаемся документалистикой, иногда бывает так: посмотришь какой-нибудь (не важно какого жанра) фильм, и тут же рождается идея твоего произведения… Иногда из экспериментов вырастают работы. Так было с фильмом «Жизнь красок». Художница Наталья Тинькова просто капнула краски в воду и… Завертелась целая история о гармонии, борьбе добра и зла и многом другом… А трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС подсказала идею нашего очередного проекта…
ПрофГид: Когда продюсер размышляет над проектом, какие вопросы он поднимает внутри себя? Кому это надо? Кто целевая аудитория? Какой будет рейтинг? Купит ли канал?
Д. Л.: Конечно, все эти вопросы всплывают всё время производства проекта… Пока можно что-то изменить, надо менять. Я считаю, не бывает идеальных произведений, бывают авторы с завышенной самооценкой… Я про себя в шутку частенько говорю: «Ну, гений я! И дальше что?»…
ПрофГид: Зачем это все лично вам? От чего вы ловите кайф? А что вы считаете проклятьем своей профессии?
Д. Л.: Ой, не знаю, зачем мне всё это! Сто раз уже пытался бросить, но что-то внутри сидит, моторчик, что ли, какой-то заводится — и я уже побежал… Что я считаю проклятием? Наверное, бесконечный поиск денег. Мозгов пока еще хватает в Красноярье, равно как и скупердяев, которые думают, что все наши затеи выеденного яйца не стоят…
ПрофГид: Вы вообще конфликтный человек? Наверняка в работе продюсера возникают разногласия с творческим коллективом, с продюсерами каналов-заказчиков и т.д. Случаются организационные накладки. Как вы решаете эти вопросы?
Д. Л.: Конечно! Любой творческий человек — конфликтный человек, который никогда не захочет и не будет мириться с текущим положением дел. Как можно оставаться спокойным, когда твоя тема уплывает к москвичам?! Как можно быть неконфликтным человеком, когда спонсор дает один рубль, требует отдать рекламой на сто рублей и еще постоянно указывает, что и как надо снимать?!
А разногласия со съемочной группой встречаются гораздо реже. Не знаю почему, но люди доверяют мне как режиссеру и, естественно, как продюсеру… Был такой случай: оператор-постановщик сериала «Голоса ушедшей эпохи» (имени называть не буду из этических сообщений) отказался ехать на кладбище. Пришлось пойти ему на встречу и искать замену. Я не в обиде, просто человек не переносит погост, вот и всё… И я должен, обязан, это учитывать…
Что касается организационных накладок, так тут русская смекалка творит чудеса. Эпизод на ходу придумывается заново… Бывают накладки и другого характера: не дают снимать объекты, которые нам жизненно необходимы для фильма. Но и тут всегда находятся компромиссы.
ПрофГид: По стрессовости вашу профессию можно сравнить с... какой?
Д. Л.: Ой, вот тут не мне судить. Наверное, с пилотами, водителями дальнобойщиками, спасателями… А с чем или кем можно сравнить профессию журналиста? Вот с ними, родимыми, и меня, и мою профессию сравнивайте…
ПрофГид: У вас есть любимые проекты? Какими проектами гордитесь и почему?
Д. Л.: Каждый проект, пока он в производстве, любим как дитя. Ты его вынашиваешь, рожаешь, нянчишь… Каждый день, каждую секунду… Понимаю, от мужика про «рожать» слышать странно, но других эпитетов не подберу…
Каждым своим фильмом я горжусь, потому что их надо хотя бы выдержать, выстоять, иногда вымучить. Конечно, есть наиболее любимые проекты, потому что они приносят дивиденды, хотя бы моральные. Вся съемочная группа гордится проектом «Голоса ушедшей эпохи», про красноярских дикторов радио и телевидения. Я очень горжусь фильмом «Жизнь красок», который занял первое место на 8-м Международном Канском фестивале (город Канск**) в номинации «Дебют». Хоть мне и 36 уже, но всё еще есть места на этой планете, где можно дебютировать. Если честно, я просто фестивали и прочие сборища не люблю…
ПрофГид: Есть ли у вас какое-то особенно любимое направление, тема?
Д. Л.: О, да! Тема есть и еще какая: космос, Вселенная, Солнечная система — астрономия одним словом. А почему? Это идет из детства, когда я глядел на звезды и думал только об одном: я такой маленький, а они так далеко, так где край Вселенной? А одиноки ли мы в бескрайних просторах Космоса?.. Наверное, именно поэтому воспринял как личное оскорбление весть о том, что мы проиграли конкурс на грант к 100-летию Тунгусского метеорита. И главное, кому? Москвичам… Я до сих пор убежден, что Минкульт РФ – это сборище людей, которых вообще к культуре подпускать нельзя на пушечный выстрел…
ПрофГид: Как относятся родители к вашей работе? Приходилось когда-нибудь слышать критику от близких? Как вы её воспринимаете? Учитываете?
Д. Л.: Моих родителей, к сожалению, уже нет на этой земле. Но они всегда воспринимали мои работы как нечто особенное. Особенно мама. Она искренне радовалась, когда у меня выходил фильм, статья, интервью со мной… Для неё это означало одно – её сын интересен другим людям… И это её радовало. Папа однажды совершил подвиг, которого я от него никак не ожидал: согласился поработать водителем съёмочной группы фильма «Долина Счастливых Гор». Это было здорово!!!
Бывает критика от близких. Иногда она бывает в ТАКОЙ форме, что в пору удавиться… Но всегда замечания, если не учитываются в фильме, который находится в работе, то обязательно оседают в голове и потом уже, в дальнейшем, обязательно будут учтены… И потом: мои родные, близкие, друзья – это те же зрители, только они меня знают и общаются со мной, а среди остальной публики я не сильно-то знаменит… И потом, близкие имеют право на любую оценку моих работ в ЛЮБЫХ выражениях, а широкая аудитория этого лишена, поскольку все мои зрители - люди воспитанные… Хотелось бы в это верить…
ПрофГид: Кого вы считаете для себя авторитетом в профессии?
Д. Л.: Не сотвори себе кумира… Кажется так? Вот и я не создаю кумиров себе. От всех понемножку беру и подхожу к этому вопросу дифференцированно… Хотя, одного человека назову – Джерри Брукхаймер… Кто такой и что он сделал, поищите сами…
ПрофГид: Как выглядит телепродюсерский Олимп? Какие существуют премии?
Д. Л.: Премии существуют, поскольку продюсерская профессия, точно такая же кинопрофессия, как и, например, оператор, актер, режиссер, постановщик визуальных эффектов и т.д. Тот же Оскар вручают… Но это кино художественное. В документалистике наша профессия какая-то неприметная… А про награды лучше спросить у тех, кто их получает…
ПрофГид: Есть ли у продюсера какая-то миссия в обществе? Или продюсеру лучше об этом не думать?
Д. Л.: Миссия, Мессия… Ой, я как-то далек от этих громких слов… Да и всё, что можно сказать по данному вопросу банально будет звучать и с пафосом… Никогда не думаю над этим вопросом, это пусть культурологи и прочие критики думают…
ПрофГид: Многие люди считают, что продюсер и богач — это одно и то же. А что в реальности? Продюсер – профессия денежная?
Д. Л.: Взять бы этих «многих людей» да каааак заставить заниматься продюсированием, тогда поймут почем фунт лиха… А вообще, продюсер на Западе - да, человек обеспеченный. У нас же далеко не всегда. Опять-таки, говорю исключительно про себя, «всего такого гениального»… И нищего… Хотя, скажу так: на хлеб хватает, на масло не всегда…
ПрофГид: Как выглядит рабочий день продюсера? Вы как-то сами свой день нормируете или всё определяют обстоятельства?
Д. Л.: Рабочий день выгладит по разному… Бывает, что встаешь часиков в 7 утра и до 3 ночи работаешь, а бывает — прохлаждаешься… Бывает, в день по 10–12 встреч, а бывает – пустота…
ПрофГид: Очень многие люди не умеют отвлекаться от мыслей о работе даже ночью. Особенно от этого страдают люди творческих профессий и руководители. А у вас как?
Д. Л.: У меня в жизни только одно счастье… Вернее, два: я трудоголик — это первое, а второе – телевидение… Вот уж тут-то я готов и пахать сутками и разговаривать на тему телевидения годами…
ПрофГид: Остаётся ли время на здоровье? На семью?
Д. Л.: Времени на здоровье не остается. Да и не собираюсь я жить вечно… А о семье я распространяться не буду. Это личное…
ПрофГид: Что вы посоветуете человеку, который решил стать продюсером?
Д. Л.: Если человек с головой, то пусть подумает для начала, а уж потом называет себя громким словом «продюсер». Если есть желание, есть организаторские способности и человек не боится трудностей, то уже тогда — вперед!!! Но стоит подумать, тысячу раз подумать!!!
* КГТРК — Красноярская государственная телерадиокомпания.
** Канск — город в Красноярском крае на левом берегу реки Кан. С 2002 года здесь проводится Международный канский фестиваль видео – фестиваль инновационного, альтернативного, авангардного видео. Гран-при Канского видеофестиваля в противовес кинофестивалю в Каннах является «Золотой пальмовый секатор».