Как поступить в ГИТИС — рассказывает ректор ГИТИСа Григорий Заславский
— Уважаемый Григорий Анатольевич! Читатели ПрофГида абитуриенты. ГИТИС - самый крупный и самый известный театральный вуз России. Существует ли в ГИТИСе какая-то особенная система подбора и отбора учащихся? Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
— Да, конечно, существует, как, впрочем, в любом творческом вузе, что не зависит от границ, поскольку примерно так же отбирают студентов и в театральных школах Великобритании, например. Это — несколько туров творческих испытаний, до прохождения которых документы мы советуем не подавать. В ГИТИСе на актёрском факультете обычно проходит три тура, на режиссёрском есть ещё и предварительное прослушивание, на факультете музыкального театра и на эстраде есть ещё и предваряющее творческие туры вокальное прослушивание. Почти все факультеты имеют подготовительные курсы, но эта дополнительная возможность недоступна жителям «остальной» страны, поэтому на актёрском факультете в итоге из тех, кто ходил на курсы, поступает 1-2-3 человека. Подготовительные курсы по новому для ГИТИСа направлению «художник-технолог» (это — те, кто потом становятся в театре заведующими постановочной частью) работают с большей, если можно так сказать, эффективностью, но там и конкурс другой и абитуриенты идут с большим пониманием того, что они хотят и что при этом могут.
— Каковы сегодня абитуриенты, их образовательный уровень?
— Абитуриенты, как всегда, наверное, — разные. Сейчас, когда уже прошли первые вступительные экзамены на продюсерском факультете, хочется сказать, что если что и смущает, так, скорее, не невысокий образовательный уровень (уровень, действительно, разный), а какое-то легкомысленное презрение к правилам, которые ГИТИС предъявляет к абитуриентам. У нас на сайте даже список вопросов, которые задают на коллоквиуме, выложен. А список литературы специально называется обязательным, а не рекомендательным, как когда-то. Но «старый» рекомендательный список абитуриенты считали почти обязательным, а нынешний обязательный многие (не все, разумеется) не замечают, даже самую первую книжку — «Мою жизнь в искусстве» Станиславского — и ту не читают. Зачем идут на продюсерский? Но, поскольку конкурс на продюсерском факультете в этом году составил 11 человек на место, было из кого выбирать.
— Чему учат на актёрском факультете ГИТИСа?
— Задача мастеров — освободить, максимально проявить ту интересную, ни на кого не похожую индивидуальность, на которую невозможно было не обратить внимание при поступлении, кого выбрали из 200-300, а то и 450 человек. И дать профессию, секрет которой — в стабильности, в способности выдерживать нагрузки, неизбежные в актёрском деле, физические и эмоциональные.
— Трудоустраиваются ли все выпускники? С какими трудностями они сталкиваются после выпуска?
— Не все, как везде и как всегда было, хотя, конечно, актёры, например, существовали и прежде в условиях очень жёсткого и жестокого рынка, даже когда вся остальная наша страна жила при развитом социализме. Естественно, пандемия серьёзно осложнила вопрос трудоустройства нынешних выпускников. Чем можем, мы помогаем, договариваясь о прослушиваниях в театрах, предлагая продюсерам. Другое дело, мы понимаем, что нашим студентам необходимо вводить курс, который в американских актёрских школах так и называется, — как вести себя на кастинге. Умение себя продавать — это очень важное умение, которое ГИТИС должен давать наряду с остальными секретами профессии.
— Где можно работать актеру, если не актером?
— Вряд ли абитуриенты хотят, чтобы ректор ГИТИСа начал хвастаться, как радуют встречи с нашими выпускниками, которые работают официантами в дорогих ресторанах, хотя, наверное, и такие есть. ГИТИС — не только один из самых больших театральных вузов Европы, важнее, что мы, я думаю, самый динамично развивающийся театральный институт. За последние годы мы начали обучение актёров мюзикла, впервые в России набрали совместный курс режиссеров и художников театра кукол, лицензировали и начали учить художников-технологов, набрали магистратуру по драматургии, а в этом году набираем сразу две новые магистратуры — по цирковому продюсированию и по социальному театру. Это — тоже ответ на ваш вопрос. Мы стараемся следить за потребностями рынка (в частности, две наши новые цирковые программы разрабатываются в сотрудничестве и при поддержке Росгосцирка, есть у нас серьёзный партнёр и в программе по социальному театру) и, открывая новые направления, хотим быть уверенными в том, что выпускники смогут приложить полученные знания по прямому назначению. Хотя известно, что Система Станиславского лежит в основе всех pr-концепций и технологий, помогает разведчикам, но мы привыкли, да и жизнь позволяет нам по-прежнему гордиться нашими выпускниками — выдающимися актёрами, театральными художниками, режиссёрами, тем, что они руководят хорошими театрами в Москве, по всей России и в разных странах мира, преподают в известных театральных школах по всему миру, поют в Большом и опять же — в лучших театрах России и мира, получают призы на Каннском, Берлинском, Венецианском кинофестивалях, а художники — участвуют в Венецианской биеннале.
— Григорий Анатольевич, большое спасибо за содержательные ответы!!!
Вопросы задала Эльмира Давыдова