От первого лица: журналист Сергей Варшавчик
Сегодня с нами делится опытом журналист Сергей Варшавчик. Первым местом работы Сергея стала программа «Взгляд», затем он был редактором и ведущим общественно-политических и военно-исторических программ на канале OnlineTV.ru, консультантом генерального директора Общественного телевидения России, обозревателем РИА «Новости». Работал в «Новой газете», «Независимой газете», в журнале «Огонек», на радио «Голос России». Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Сергей, я рада вопросам, которые вы задаете своим собеседникам на ТВ. У Вас получается диалог с собеседником, а не анкетирование. И это хорошо. Вы где этому научились? Кто вас этому научил?
Сказать, что посещал какие-то курсы, я не могу. Этому специально я нигде не учился и никто меня не учил. Просто наблюдал за теми интервьюерами, которые, на мой взгляд, интересно выстраивают диалог. Например, за Владимиром Познером.
С другой стороны, по диплому я – режиссер массовых театрализованных представлений. То есть, человек, который должен уметь работать с людьми. Помогает и воспитание, полученное от родителей: в беседе (публичной или непубличной) с любым человеком весьма желательно проявлять искреннее внимание к тому, что говорит твой собеседник. Иначе, зачем вообще с ним общаться?
Вам действительно интересны люди, которых вы опрашиваете? Если вам интересны люди, вы не страдаете от того, что ваш диалог заканчивается и что следующим вашим собеседником будет другой человек? Получается некоторая поверхностность. Это ничего? Тема-то прерывается. То Леонида Радзиховского опросить, то Александра Городницкого.
Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Что же касается смены собеседников, то, как правило, наш диалог продолжается в следующих передачах. И с Радзиховским и с Городницким я сделал не одну программу (http://warsh.livejournal.com/7555437.html).
Вот я вас поставлю в тупик глупым вопросом. Вам интересен человек, отчего вы тогда не доктор и не психолог? Вы помогать не хотите? А что вы хотите?
Каждый должен заниматься тем, что ему интересно и что получается лучше всего. Мне интересна журналистика. И зачастую, она не менее, а то и более действенно помогает зрителям, чем доктора или психологи. Просто в силу большего охвата аудитории.
Какая сила вами движет, когда вы готовите вопросы к своему ви-за-ви?
Желание сделать познавательную программу или интервью (если речь идет о газете или журнале), когда я не только представляю личность моего собеседника, но и предоставляю пищу для ума телезрителям или читателям интересной темой.
Мне особенно нравится, что вы себя не выпячиваете, а держите тему и раскрываете собеседника. Вот почему я вас люблю. И в то же время я думаю: ну, как без вот этой демонстративности? Скажите откровенно: есть же в душе потребность себя показать тоже?
Задача журналиста чем-то сродни… доктору Ватсону, если хотите. Чтобы на его фоне ярче засверкал Шерлок Холмс. А если серьезно, то мне нет нужды как-то себя выпячивать. Я считаю себя самодостаточным человеком и с любым собеседником держу себя на равных. Мы общаемся, но при этом я помню, что именно гость – главное украшение эфира или журнальных страниц, а не интервьюер.
Есть юноши и девушки, для которых самое главное - себя показать. И я не могу не предложить им профессии, связанные с телевидением. Конечно, если у них речь связная и мозги имеются. Как вам кажется, эта движущая сила реальная - себя показать - она в какой мере должна быть у того, кто идет в артисты или на ТВ в кадр?
Да, есть немалое число людей, одержимых бытовым нарциссизмом. Таких особенно притягивает телевидение, где им нравится красоваться в кадре. Иногда даже тошнит от чрезмерности появления такого персонажа, для которого он – пуп земли, а все остальные – лишь декорации. Если поскрести такого юношу или девушку, то оказывается, что за душой ничего нет: ни знаний, ни опыта, ни интереса к людям. Пустышки.
Что же касается артистов, то тут ещё и стремление играть, причем, на публику. И в этом случае, конечно, без значительной доли самолюбования эта профессия не обходится.
По-вашему особому мнению, в чем главный вкусный изюм работы ТВ - журналиста, интервьюера? Его смысл его и миссия?
Для хороших тележурналистов смысл работы в создании качественной программы, которую будут смотреть, обсуждать, восхищаться или негодовать.
У вас какая миссия? Вы чему служите, Сергей? И хотелось ли вам когда-нибудь эту работу бросить совсем?
Моя задача (слово «миссия» - слишком высокопарно) в том, чтобы создать познавательный материал - будь-то программа, интервью, фоторепортаж или статья – который был бы интересен не только мне, но и максимально широкой аудитории. Иногда хочется бросить, особенно когда видишь, что журналистов заменяют пропагандистами.
Кто на вас повлиял из родителей и учителей так, что вы стали блогером, фотографом и тележурналистом? В юности мечтали ли вы об этом? Или вас привело в эти края потом, после, намного после?
Значительное влияние оказали родители. Мама у меня в молодости работала в журналах мод, отец пробовал свои силы на ниве драматургии. С детства я писал рассказы, пьесы. Все это, в конечном счёте, привело к тому, что я стал журналистом. Блогерство – это в какой-то мере, гражданская журналистика, где ты одновременно являешься главным редактором, редколлегией, спецкором и фотокором. Кстати, о последнем: фотографировать я начал самоучкой. Видимо, сказалось то, что вырос в семье художников, и у меня имелась творческая потребность как-то себя выражать не только словами, но и посредством картинки.
Вы, как и многие достойные люди, выучившись одному ( режиссуре), не стали работать по профессии и пошли в ТВ. Многие хотят на ТВ. ТВ - это мёд или горькая редька для тех, кто там работает?
Я работаю в разных средствах массовой информации: от бумажных газет до интернет-телеканалов. Что же касается тех, кто хотят работать только и исключительно на ТВ, то пусть пробуют свои силы. Но там, действительно, не мёдом намазано. Иногда некоторым наивным людям кажется, что если ты попал работать на телевидение, то завтра проснешься богатым и знаменитым. Может быть, а может, и нет. Там жесточайшая конкуренция.
Некоторые родители внушают детям, что журналист продажен всегда. Успокойте детей, пожалуйста. Скажите, что это не обязательно так. Или я в розовых очках?
Тут многое зависит не от профессии, а от самого человека. От его воспитания, от мировоззренческих установок, от того, что он ждёт от жизни. Мне встречались разные люди.
Как школьнику себя готовить для работы в кадре? Кто не может, по вашему мнению, работать на ТВ журналистом? А если не может журналистом, то какие еще интересные работы есть на ТВ для людей, нацеленных на общение и движение?
В наш век телевидения и Интернета молодому поколению куда проще следить за трендами и брендами, так сказать. Наблюдать за профессионалами и в то же время, набивать руку. Рекомендую завести на Ютубе свой канал и делать небольшие познавательные видеозарисовки – из своей жизни или жизни родного города. Научитесь держаться в кадре, а заодно увидите по количеству посетителей, интересно ли придумываете сюжеты. Продумывайте что-то заранее, а где-то импровизируйте в кадре. При этом будьте раскованным, но не наглым.
Работать в кадре трудно и даже невозможно тем, кто стесняется себя, у кого есть какой-то яркий внешний дефект. Например, человек заикается. Такие люди могут себя найти в других сферах телевизионной жизни, например, стать редактором программ.
Вопросы задала Эльмира Давыдова