Профессия второго режиссера: герои за кулисами
Есть такая профессия — второй режиссер. Человек, далекий от киноиндустрии, скорее всего даже не слышал о такой. А ведь это очень увлекательная профессия.
Второй режиссёр — настоящий человек-оркестр. Сразу скажем, часто это женщины.
Он отвечает на съёмочной площадке практически за всё:
- за организацию и планирование съемочного процесса;
- за постановку задач перед цехами;
- за дисциплину актеров и всех участников съёмки;
- за размещение, питание, выполнение райдеров и капризов ведущих актёров;
- за поиск и выбор мест для съёмок в соответствии со сценарием;
- за налаживание отношений между продюсерами и режиссером;
- за управление съемочным процессом и коллективом.
Как выглядит второй режиссер?
Если вы придете на съемочную площадку, вы его сразу заметите. Он стоит в центре площадки и громко командует всеми по рации или мегафону: «Все по местам! Занять исходные позиции! Тишина на площадке! Камера? Звук? Отмечаем дубль! Начали!»
Второй режиссер знает чем занимается каждый работник на съемочной площадке, и что кому нужно. Из хаоса и беспорядка на площадке он организует четкий порядок и творческую атмосферу, без которых невозможно проведение съемок. Он каким-то немыслимым образом сочетает несочетаемое. Только он один знает где сегодня проходят съемки, какие эпизоды снимают, какие актеры заняты, когда будут готовы декорации и реквизит. Он как полководец сводит в нужное время в нужном месте человеческие и материальные ресурсы.
У второго режиссера, как у волшебника, не бывает ответа: «Нет». Но есть ответ: «Да, дайте пять минут подумать». Почти ничего невозможного не существует для второго режиссера. Хотя ситуации бывают всякие: пробки на дорогах, неожиданные болезни, беременности ведущих актрис.
Второй режиссер — настоящий профи, если в момент приезда режиссера-постановщика на съемки свет выставлен, камеры стоят, реквизит готов, актеры помнят свой текст и готовы к репетициям или съёмке. Режиссёру-постановщику остается выпить чашку кофе и дать команду к началу съёмок.
А карьера?
Наверное, второй режиссер может вырасти в режиссера-постановщика? Нет, никогда. Он скорее станет продюсером, то есть менеджером кинопроекта. Говорят, «самый лучший продюсер — бывший второй режиссер». А в целом, слава, успех проекта, всеобщее признание и награды — это и есть удачная карьера второго режиссера.
Каких же качеств требует эта работа?
- Стрессоустойчивость.
- Неутомимость в общении.
- Умение сосредоточиться одновременно на нескольких задачах и объектах.
- Умение находить выход из трудных ситуаций, авралов и форс-мажоров.
- Способность импровизировать, так как ни на одной съемке не бывает, чтобы всё шло по плану.
- Умение найти подход к разным типам творческих людей с яркой индивидуальностью.
- Лидерские способности.
В целом, это люди с амбициями, авантюристы, живущие вне правил, движущие эту жизнь, делая ее интересной и неожиданной.
Где учат на вторых режиссеров?
Только на курсах (6-8 месяцев), вузов таких нет.
Например, в Московской школе нового кино, в «Индустрии» Федора Бондарчука, на Мосфильме.
Программа курсов включает в себя все этапы съёмки фильма — подготовительный и съёмочный периоды, а также правила составления документов по кинопроизводству.
В чем радость работы второго режиссера?
В коллективном творческом труде, переездах, результативности, успехе проекта.
А в чем горести?
Приходится работать поздно вечером, глубоко ночью и в экспедициях. Но, может, как раз это вам и понравится.
Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.