Профессия 3D-аниматор
3D-аниматор создает в трехмерной графике компьютерные персонажи и среду для игровой, художественной, рекламной анимации. Его главная задача — «оживить» действующие лица, сделать их движения максимально естественными и в целом обеспечить реалистичное движение моделей и объектов. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
- 3D-аниматор — создающий жизнь на экране, подобно Богу на земле
- Программы для работы 3D-аниматоров
- Особенности профессии
- Плюсы и минусы профессии
- Место работы
- Важные качества
- Обучение на 3D-аниматора
- Курсы дизайна в 3D
- Оплата труда
- Ступеньки карьеры и перспективы
- Интересные факты
- Что читать?
- Примеры компаний с вакансиями 3d-аниматора
3D-аниматор — создающий жизнь на экране, подобно Богу на земле
«Профессия режиссера-аниматора не имеет аналогов в других искусствах, хотя вбирает в себя почти все виды художественного творчества. Отдельными гранями она схожа с профессией художника, актера, музыканта, скульптора, если угодно — даже иллюзиониста. Взятая в целом она не сравнима ни с чем».
Фёдор Хитрук, режиссёр-мультипликатор
Недаром название профессии происходит от латинского слова anima, что переводится как «душа». Приставка 3D обозначает, что аниматор работает средствами компьютерной графики в трехмерном пространстве (с тремя измерениями: длиной, шириной, высотой). На английский язык слово «измерения» переводится как dimensions, поэтому принят сокращенный вариант 3D.
Несмотря на то что используются современные технологии, в работе зачастую применяются классические принципы анимации. Поэтому в современных учебных заведениях обязательны для изучения принципы диснеевской анимации — набор технологических приёмов, с помощью которых создается реальный образ с правдоподобной динамикой.
В 2009 году в России вышел первый 3D-мультфильм «Наша Маша и волшебный орех». Затем появились «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» и 3D-сериалы «Маша и медведь» и «Фиксики», популярные во всём мире и вполне конкурентоспособные с зарубежными мультфильмами. Индустрия 3D-анимации во всём мире развивается бурными темпами и ждёт новых великих имен и открытий, поэтому профессия 3D-аниматора чрезвычайно востребована.
Программы для работы 3D-аниматоров
Для создания трехмерной графики есть несколько 3D-пакетов (программ).
3ds Max (3d Studio Max) и несколько ей подобных:
- Maya;
- Cinema 4D;
- LightWave;
- Softimage XSI;
- Blender;
- Modo.
Программы, отличающиеся от 3ds Max:
- Houdini, заточенная под спецэффекты — VFX;
- ZBrush и Mudbox, предназначенные для высокополигонального моделирования (скульптинга);
- 3D-Coat — для моделирования вокселями;
- Rhinoceros — для моделирования NURBS-поверхностями.
- А также Adobe After Effects / NUKE.
Новичкам следует начать обучение с 3ds Max как наиболее легкой в освоении. Также относительно просто можно освоить Blender и Modo. 3D-пакет Maya в изучении более сложен и требует навыков программирования, но он используется во всех студиях по созданию анимационных фильмов и его знание значительно облегчит трудоустройство.
Особенности профессии
3D-аниматор — одна из ключевых фигур в создании анимационных фильмов или игр, но не единственная. Над фильмами работает целая команда специалистов. 3D-аниматор на одном из этапов создания фильма делает трехмерные объекты движущимися в пространстве и времени, создавая с помощью динамики и поз определенный характер персонажа и его настроение. Помимо владения специальными программами, настоящий профессионал должен разбираться в психологии и анатомии человека, знать основы актерского мастерства, обладать чувством времени (для правильной расстановки ключей анимации). Всё это помогает понимать процессы создания реальных изображений и исключать ошибки в движениях: довольно долго новички-аниматоры не могут справиться с «плавающим» движением персонажей. Для создания правдоподобной и интересной анимации необходима большая практика и навыки работы.
При приёме на работу от 3D-аниматора требуется опыт:
- анимирования персонажей (субъектов — людей, животных; объектов — жидкостей, природных элементов и т. д.);
- работы со спецэффектами;
- экспорта анимаций в движок;
- создания концепт-арта;
- создания качественных UV-разверток;
- настройки скелета, материалов и скиннинга модели;
- постобработки в графических редакторах.
Для создания 3D-мультфильма или игры необходима слаженная работа целой команды специалистов, в которую входят:
- Художник-постановщик — определяет общий замысел и идею фильма, делает наброски персонажей и окружающей среды.
- 3D-моделлер — создаёт конкретные 3D-модели персонажей и объектов.
- Художник по текстурам — рисует текстуры.
- Сетапер — создающий скелет персонажей и объектов (риггинг, скиннинг): сгибание пальцев и рук, открывание двери, шевеление ветвей, перелистывание книги и т. п.
- После сетапера в действие вступает 3D-аниматор.
- Осветитель — выставляет свет.
- Оператор — устанавливает камеру.
- Визуализатор — создаёт по чертежам и эскизам окружающий пейзаж, архитектурные сооружения, одежду персонажей.
- VFX-дизайнер — специалист по спецэффектам.
- Компоузер — берётся за дело на последней стадии создания фильма, чтобы исправить многочисленные ошибки предыдущих специалистов. Он формирует объемную финальную картину из слоёв, преображает созданный видеоряд, придавая фильму законченный вид и лоск.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- Высокая востребованность профессии.
- Интересная творческая работа, в которой в полной мере можно проявить свой талант.
- Высокий уровень оплаты труда.
Минусы:
- Несмотря на творчество, в этой работе присутствуют моменты однообразия и рутины, с которыми можно справиться, периодически меняя вид деятельности (переключаться между пакетами программ, менять персонажи или объекты).
- В процессе работы довольно быстро теряется ощущение оживления персонажа, и вся работа сводится к простым действиям типа «подвигай немного в этом месте», «покрути тут».
- Чтобы достичь мастерства, нужно много времени.
Место работы
Киностудии, студии мультфильмов, телевидение, компании по производству компьютерных игр, рекламные агентства.
Важные качества
- Пространственное воображение и мышление.
- Глубокая наблюдательность.
- Художественный вкус.
- Чувство стиля.
- Ответственность.
- Позитивное отношение к жизни.
- Целеустремленность, профессиональная одержимость.
- Умение находить общий язык с техническим персоналом.
Знание английского языка значительно упрощает обучение и работу. Еще желательно получить художественное образование.
3D-аниматору нужно постоянно быть в курсе последних тенденций дизайна и новинок компьютерных программ для создания трехмерной графики.
Обучение на 3D-аниматора
Подходящие направления и специальности в вузах:
- «Режиссура кино и телевидения» 55.05.01, профиль:
- «Режиссер анимации и компьютерной графики» (ВГИК, СПбГИКиТ, Ростовский-на-Дону филиал ВГИК им. Герасимова, Институт современного искусства – ИСИ);
- «Режиссер мультимедиа» (МГППУ, СПбГУП, ВГИК, СПбГИКиТ, ОмГУ).
- «Дизайн» 54.03.01, профили:
- «3D-моделирование для компьютерных игр и анимация» (НИУ ВШЭ, МИДиС);
- «Анимация» (НИУ ВШЭ, B&D);
- «Дизайн. Коммуникационный дизайн: моушн-дизайн» (НИУ ВШЭ);
- «Анимация и иллюстрация» (Пермский филиал НИУ ВШЭ, КГУ);
- «Анимация и графика компьютерных игр» (МАГУ, БГПУ им. Акмуллы).
- «Изящные искусства» (50.03.02), профиль:
- «Современное искусство. Экранные искусства» (НИУ ВШЭ).
- «Программная инженерия» 09.03.04, профиль:
- «Компьютерные технологии в дизайне» (ИТМО);
- «Разработка и дизайн компьютерных игр и мультимедийных приложений» (РТУ МИРЭА).
В колледжах программ обучения 3D-аниматоров немного:
- «Дизайн (по отраслям)» 54.02.01, профили:
- «3D-моделирование для компьютерных игр и анимация» (Колледж МИДиС);
- «Цифровой дизайн» (Международный колледж информационных технологий IThub college, Москва).
Войти в профессию можно и после курсов.
Курсы дизайна в 3D
Оплата труда
Профессия 3D-аниматора востребована, соответственно, достойно оплачивается. Уровень зарплат зависит от региона работы, специфики и величины компании.
Ступеньки карьеры и перспективы
В сфере трехмерной графики 3D-аниматоры — самые востребованные специалисты, от которых во многом зависит успех фильма. Карьера может развиваться в сторону освоения смежных специальностей (художник-постановщик, художник по текстурам, моделлер, сетапер, визуализатор, композер). В вертикальном направлении роста карьеры 3D-аниматор может стать ведущим аниматором или лидом, который задаёт общий стиль анимации всего проекта, контролирует работу всей команды специалистов, обучает их. В дальнейшем возможен рост до владельца или директора анимационной студии.
Интересные факты
Как ЭТО делается?
3D-анимация профессионально выполняется двумя способами:
1. Keyframe, или «Анимация по ключевым кадрам». Промежуточные кадры между двумя ключевыми кадрами образуются автоматически с помощью интерполяции. Этот процесс называется «кейфрейминг». В своей основе это классический, самый старый и известный способ анимации со времен Уолта Диснея и Уинсора Мак-Кея — «раскадровка», как его называют в мультипликации, только выполненный с помощью компьютерной программы. 3D-пакеты делают процесс создания ключевых и промежуточных кадров значительно проще и быстрее, что позволяет более широкому кругу людей заниматься этой интереснейшей профессией.
2. Motion capture, или «Захват движения». Этот способ представляет собой процесс записи движений любого объекта с целью последующего использования этой записи в ходе анимации. Для этого существуют специальные мокап-камеры, фиксирующие маркеры, нанесенные на обтягивающий костюм персонажа. Специальная мокап-система формирует файл с положением маркеров во время движения.
Многие начинающие 3D-аниматоры используют очень эффективный способ «Референс». Аниматор записывает на видеокамеру самого себя, воспроизводя при этом необходимое по сценарию действие или диалог, а затем переносит всё это на персонаж мультфильма.
Что читать?
- Марк Джамбруно, «Трехмерная графика и анимация».
- Стив Робертс, CHARACTER ANIMATION IN 3D.
- Сергей Цыпцын, «ПОНИМАЯ МАУА».
- Ричард Уилльямс, THE ANIMATOR’S SURVIVAL KIT.
- THINKING ANIMATION: BRIDGING THE GAP BETWEEN 2D AND CG.
- Кен Приб, THE ADVANCED ART OF STOP-MOTION ANIMATION.
- Ричард Уильямс, The Animator’s Survival Kit («Набор для выживания аниматора») — книга о рисованной анимации будет очень полезна начинающим 3D-аниматорам.