Профессия 3D-дженералист (3D-Generalist)
3D-дженералист создает трехмерные графические объекты, заменяя одновременно сразу нескольких более узких 3D-специалистов команды разработки. Профессия подходит творческим людям с художественными способностями и техническим складом ума. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Краткое описание
В проектах любой сложности 3D-дженералист выполняет обязанности:
- риггера;
- моделера;
- 3D-аниматора;
- композера;
- шейдинг-артиста;
- текстурного художника;
- лайтера;
- специалиста по визуальным эффектам (VFX) и др.
3D-Generalist создает трехмерное изображение, которое используется в рекламных роликах, компьютерных играх, кино. Он разрабатывает 3D-объекты, в том числе персонажей, и их среду. В процессе работы он создает модели, подбирает для них текстуры, цвета, тени; затем помещает их в соответствующее окружение, которое тоже детально прорабатывает. Следующий этап – анимация персонажей, прорисовка и настройка их движений.
3D-дженералист – это не просто работа. Это деятельность, которая помогает реализовать множество современных проектов – оживлять небольшие объекты, персонажей, создавать короткометражные ролики или экранизировать целые истории, создавая анимационное кино.
Особенности профессии
Профессиональный 3D-Generalist выполняет следующие функции:
- создание объемной модели персонажа (фантастичной или реалистичной) или объекта анимации;
- разработка текстуры для моделей, обработка их в графическом редакторе (например, Photoshop), придание им необходимых форменных, цветовых, теневых и др. параметров;
- прорисовка материала с учетом особенностей окружающего мира, а также освещения пространства, для которого изначально разрабатывается модель;
- техническая настройка движения персонажей;
- воссоздание трехмерной модели, исходя из предоставленных чертежей, эскизов;
- разработка динамики: наделение 3D-персонажей дополнительными индивидуальными чертами, мимикой, выражением, эмоциями и т. д.;
- разработка анимационных проектов.
Опытному 3D-дженералисту по силам в одиночку вести проект от начала до конца или руководить командой разработки. Именно поэтому, чтобы досконально овладеть профессией разработчика компьютерной графики – универсала, придется потратить множество времени на обучение, освоение базовых навыков, а также изучение технических и художественных аспектов на высоком уровне.
Плюсы и минусы профессии
Работа в сфере моделирования 3D-объектов и персонажей не только интересна, но и сложна, и у нее есть преимущества и недостатки.
Плюсы:
- 3D-дженералисты пользуются большим спросом, они востребованы в анимационных и игровых студиях, в киноиндустрии и т. д.;
- достойная оплата труда;
- профессия относится к числу творческих, в работе нет однообразия;
- 3D-мастер постоянного развивается и осваивает новые технологии;
- наличие навыков художника, текстурщика, аниматора, лайтера и других специалистов позволяет пробовать себя как в роли дженералиста, так и в роли каждого вышеперечисленного специалиста в отдельности.
Минусы:
- довольно длительный процесс обучения;
- постепенное освоение работы: придется какое-то время побыть в ассистентах на разных этапах создания анимации (наброске эскиза, его визуализации, моделлировании, текстурировании, прорисовке графики и настройки модели), чтобы полностью разобраться в тонкостях профессии;
- часто надо искать компромисс между требованиями заказчика, техническими возможностями и собственным видением результата работы.
Важные качества
Чтобы достигнуть успеха в этой профессии, 3D-дженералисту необходимо обладать:
- терпением;
- усидчивостью;
- способностью воспринимать и обрабатывать большое количество различной информации;
- творческим виденьем конечного результата работы;
- нестандартным мышлением;
- хорошим воображением;
- готовностью постоянно обучаться.
Еще нужны заинтересованность и любовь к своей профессии. Постоянное саморазвитие, расширение навыков напрямую будут влиять на будущую карьеру.
Обучение на 3D-Дженералиста
Учиться профессии 3D-дженералиста в вузах можно на творческих и айтишных направлениях подготовки. Несколько примеров:
- «Прикладная информатика» 09.03.03, профили:
- «Прикладная информатика в дизайне» (СПбГУПТД, ВХУТЕИН, ДВГУПС, УдГУ, ИГУ, АлтГУ, ЧГУ им. Ульянова, ДГТУ, НГПУ, ХГУ им. Катанова);
- «Графический дизайн» (МИСиС, МИТУ);
- «Компьютерная графика», дистанционно (МИТУ).
- «Режиссура кино и телевидения» 55.05.01, профили:
- «Режиссер анимации и компьютерной графики» (ВГИК, СПБГИКиТ, Институт современного искусства (ИСИ));
- «Режиссер мультимедия» (МГППУ, СПбГУП, ВГИК, СПбГИКиТ, ОмГУ).
- «Дизайн» 54.03.01, профили:
- «Анимация и иллюстрация» (НИУ ВШЭ – Пермь, Курский ГУ);
- «3D-моделирование для компьютерных игр и анимация» (НИУ ВШЭ, МИДиС);
- «Моушн-дизайн» (B&D, КФУ, СПбГИК);
- «Дизайн. CGI и визуальные эффекты: визуальные эффекты» (НИУ ВШЭ);
- «Анимация и графика компьютерных игр» (МАГУ, БГПУ им. Акмуллы).
Колледжей, в которых учат на 3D-дженералиста немного:
- Международный колледж информационных технологий IThub college, профиль «Цифровой дизайн» направления «Дизайн» 54.02.01;
- Колледж МИДиС, профиль «3D-моделирование компьютерных игр и анимация» направления «Дизайн» 54.02.01.
Онлайн-школы и университеты предлагают более узкоспециализированные курсы, нацеленные на обучение именно 3D-дженералистов. Такие программы есть в НИУ ВШЭ, Skillbox, XYZ School.
Курсы дизайна в 3D
Место работы
Учитывая широкую направленность деятельности, 3D-мастер (дженералист) может работать над созданием мультимедийных программ, компьютерных игр или, к примеру, руководителем анимационных проектов. Основные сферы деятельности: произодство кино, реламы, разработка компьютерных игр.
Оплата труда
В Москве и в других регионах России 3D-мастер (дженералист) может претендовать на заработную плату от 1000$ в месяц. Эта цифра приблизительная и, как правило, зависит от навыков, опыта работы, а также объема обязанностей. Также зарплата зависит от сложности проекта.
Карьера
Карьера специалиста 3D-Generalist может начинаться как на поприще фриланса, так и в небольших самостоятельных командах с легкими проектами. Карьерный рост может привести в топовые студии, работающие над анимационным кино, современной рекламой, компьютерными играми и др. В принципе границ роста в карьере нет. Став незаменимым специалистом в одной области анимации, можно начать доводить до совершенства знания в другой.
Профессиональные знания
3D Generalist´у нужно уметь работать с набором таких программ, как: 3D Max, Arnold, Maya, Nuke, Illustrator, Photoshop, Zbrush, MudBox, Vegas, и др.
Он должен разбираться во всех составляющих производства трехмерной графики:
- моделинг;
- скульптинг;
- динамика;
- скриптинг;
- скетчинг;
- текстурирование;
- шейдинг;
- визуализация и др.
В целом 3D-дженералист должен уметь делать все то, чем занимается каждый из членов команды разработки.