Профессия киберспортсмен
Киберспорт – один из популярнейших видов спорта в мире. Но это спорт-парадокс, профессия-хобби. Это значит, что всё начинается с увлечения какой-то онлайн-игрой, и лишь когда игрок достигает в ней заметных высот, спорт становится профессией. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).С одной стороны, в нём действуют главные принципы любого спорта: чётко следуй правилам, и пусть победит сильнейший. А с другой – чтобы победить, киберспортсмен не нуждается в особых физических способностях. Скорость реакции, стратегическое мышление, азарт – всё это спортсмен с приставкой «кибер» реализует с помощью компьютера, подключённого к Интернету.
Краткое описание
На первый взгляд, кибернетика и спорт – вещи совершенно несочетаемые. Но человек так устроен, что ему тесно в утилитарных рамках – помимо пользы всегда хочется ещё чего-то, необязательного и легкомысленного. Поэтому вершина современного прагматизма – вычислительная техника – стала основой для компьютерных игр. Однако и простое развлечение тоже не имеет особого смысла, если в нём нет места достижениям и состязательности. В результате компьютерные игрушки очень скоро превратились в площадку для спортивных баталий.
Как можно догадаться, онлайн-игры появились, когда появился и начал стремительно развиваться Интернет. Считается, что всё началось с сетевой игры Doom, действовавшей в локальной вычислительной сети. А первая лига киберспортсменов появилась в США в 1997 г. благодаря популярной игре Quake. Однако самой популярной сетевой игрой, превратившей киберспорт в явление мирового порядка, знатоки считают Counter-Strike.
Когда киберигра становится спортом
Компьютерная игра трансформируется в спорт, если соответствует набору требований:
- человек соревнуется с человеком или команда с командой (а не с компьютером);
- игра состоит из коротких сессий (в дисциплинах компьютерного спорта на игры отводится от 20 до 60 минут);
- все игроки находятся в равных условиях.
При соблюдении этих условий компьютерная игра перестает быть просто развлечением и перерастает в соревнование умов, стратегического и тактического мышления, скорости реакции геймеров.
Федерация компьютерного спорта России (ФКС) проводила лабораторные измерения физического состояния компьютерных игроков. Выяснилось, что в финалах турниров степень мобилизации организма киберспортсмена такая же, как у автогонщика во время заезда или спринтера в забеге на стометровку: происходит сильный выброс гормонов, учащается сердцебиение, геймер максимально сконцентрирован и напряжён.
В компьютерном спорте есть 6 официальных соревновательных дисциплин:
- «Боевая арена».
- «Соревновательные головоломки».
- «Стратегия в реальном времени».
- «Технический симулятор».
- «Спортивный симулятор».
- «Файтинги».
ФКС рассматривает возможность признания седьмой кибердисциплины – «Шутеры».
К киберспортивным относятся далеко не все существующие компьютерные игры. Такой статус получают игры, которые соответствуют четырем критериям:
- Наличие соревновательного элемента.
- Отсутствие сюжета.
- Короткие сессии.
- Равные условия для всех игроков.
Примеры киберспортивных игр:
- Dota 2.
- Heroes of The Storm.
- FIFA.
- League of Legends.
- StarCraft II.
- Counter-Strike: Global Offensive.
- Tekken 7.
- World of Tanks.
- Overwatch.
- Hearthstone.
Киберспортсмены соревнуются в разных возрастных группах. К турнирам допускаются участники не младше 14 лет.
В профессиональных командах у киберспортсменов есть персональные тренеры. Они следят за тем, чтобы геймеры поддерживали физическую форму, знают, что такое зарядка для глаз, как правильно оборудовать рабочее место, какой использовать монитор.
Особенности профессии
В этом спорте могут проявить себя те, кто ни при каких обстоятельствах не победил бы в беге, плавании или даже гольфе. Больше того, это, видимо, единственный вид спорта, где не имеет значения гендерная принадлежность: хрупкая девушка может сразиться с любым монстром, примерив на себя образ непобедимого рыцаря.
Современные сетевые видеоигры делятся на командные и одиночные:
- В командные игры играют те, для кого важно чувствовать себя частью команды. Командные игроки считают, что в случае победы торжество не уменьшается, дробясь на всех членов команды, а наоборот, умножается.
- Одиночные игры выбирают честолюбивые игроки, которым хочется самостоятельно отвечать за свои триумфы и провалы. Они полагают, что ничто не сравнится с чувством личной победы, если ты одержал её в трудном поединке.
Как правило, у каждого киберигрока есть своя любимая игра, в которую он бывает погружён годами. Заядлый сетевой игрок не переключается на другие игры. Все обновления, которые ему интересны, касаются только его любимой игры: изменения, новые карты, патчи и т. п.
Киберспортсмены участвуют в турнирах, которые проводятся через Интернет (онлайн-соревнования) или в компьютерных клубах (офлайн-, LAN-турниры). Онлайн-соревнования хороши тем, что игрок может участвовать в них, не выходя из дома, причем в нескольких соревнованиях одновременно.
LAN-турниры (от Local Area Network, т. е. локальная сеть) позволяют создать равные условия для всех участников и дают возможность спортсменам пообщаться друг с другом напрямую. На такие состязания съезжаются игроки со всего мира.
Неважно, киберспортсмен – командный игрок или убежденный одиночник, компьютерные игры расширяют его жизненное пространство и помогают найти друзей в разных странах.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- Поездки по всему миру.
- Большое профессиональное сообщество увлеченных единомышленников.
Минусы:
- Как и любой другой спорт, киберспорт требует от игроков жертв. Прежде чем добиться приличных результатов, игрок должен много времени посвятить игре.
- Финансовые расходы: киберспортсменам приходится немало денег тратить на оборудование: компьютер достаточной мощности с хорошей видеокартой, хороший монитор, мышку, микрофон, наушники и т. д. Деньги требуются и для поездок на лан-соревнования, которые проводятся по всему миру.
- Гиподинамия. Правда, как уверяют сами профессионалы, многие из них увлекаются активными видами спорта. Постоянное сидение у компьютера не приведёт к победе, если повредит здоровью. Так что время, посвящённое движению, можно считать частью спортивной дисциплины игрока. Кроме того, в профессиональных командах у киберспортсменов есть персональные тренеры. Они следят за тем, чтобы геймеры поддерживали физическую форму.
- Киберспортсмену рано или поздно придется завершить карьеру. Но увлечение игрой может воплотиться в другой форме. Примечательно, что многие киберигроки, оставив виртуальные игры, переключаются на покер (он считается очень интеллектуальной игрой). Можно перейти на тренерскую работу или стать спортивным комментатором.
Рабочее место
Своё главное рабочее место игрок оборудует сам, у себя дома. Если такой возможности нет, он может играть в компьютерном клубе. Также профессиональный игрок ездит в другие города и страны, в которых проводятся лан-состязания.
Важные качества
Карьера киберспортсмена требует высокого интеллекта, крепких нервов, хорошего зрения, быстрой реакции и развитой ручной моторики.
Оплата труда
Киберспортсмены обычно получают зарплаты как участники команд. Самый весомый источник дохода – призовые турниров. Вознаграждения сравнимы с гонорарами футболистов высшей лиги. Крупнейшим турниром считается The International по Dota 2. Размер его призового фонда постоянно увеличивается. В 2011 году команда-победительница, состоявшая из пяти геймеров, получила 1 миллион долларов. К 2017 году разыгрывалось уже 24 миллиона 790 тысяч долларов. Сейчас призовой фонд The International – 40 миллионов долларов.
Лучшие из киберспортсменов зарабатывают вполне реальные деньги. Денежные призы (каждый серьёзный турнир имеет свой призовой фонд), поддержка спонсоров и отчисления от контрактов с рекламодателями – таковы источники доходов успешного киберспортсмена.
Знания и навыки
Киберспортсмен должен не только хорошо знать правила игры, в которую он играет, но и уметь пользоваться множеством других компьютерных программ. Большинство геймеров – это продвинутые пользователи компьютера и Интернета или со временем становятся ими. Для результативного участия в играх нужно знать английский язык.
Кроме того, Минспорт утвердил федеральные нормативы физической подготовки киберспортсменов. Чтобы получить допуск к турниру, геймер должен сдать нормативы по бегу и силовым упражнениям.
Обучение на киберспортсмена
Киберспортсменов только недавно начали готовить в учебных заведениях. В 2018 году НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта (Санкт-Петербург) стал первым российским вузом, который открыл полноценную бакалаврскую программу подготовки киберспортсменов и тренеров. Факультет здоровья и реабилитологии набирает студентов на программу «Спортивная подготовка по виду спорта «компьютерный спорт» на направлении 49.03.04 «Спорт». Для поступления надо сдать ЕГЭ по русскому, биологии, ДВИ по выбранному виду спорта и пройти собеседование. Есть бюджетные места.
Первые два курса будущие дипломированные киберспортсмены изучают анатомию, биомеханику, спортивную физиологию, биохимию, иностранный язык, психологию и другие стандартные для подготовки тренеров предметы. С третьего курса добавляются спецдисциплины:
- менеджмент киберспорта;
- организация турниров по киберспорту;
- теория и методика киберспорта;
- история киберспорта;
Вместо физкультуры у студентов-киберспортсменов– нейроатлетика. Это комплекс физических упражнений, которые направлены одновременно на совершенствование спортивной формы и способностей мозга. Киберспортсмен с вузовским дипломом сможет работать комментатором, организатором или судьей соревнований по компьютерным видам спорта, вести тренерскую деятельность.
Во многих российских вузах, особенно технических, открыты киберспортивные клубы, в которых студенты любых направлений и специальностей прокачивают свои геймерские скиллы. Университеты всячески поддерживают участие своих студентов в кибертурнирах, в том числе Всероссийской киберспортивной студенческой лиги (в нее входят более 170 вузов). В ИТМО даже учредили специальную стипендию для талантливых киберспортсменов-первокурсников. Размер ежемесячных выплат – 10 000 рублей.
С 2014 года при Санкт-петербургском государственном университете телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) работает Академия киберспорта CyberBonch. Здесь занимаются подготовкой именно киберспортсменов. На учебу принимают с 12 лет, занятия платные. Воспитанники участвуют в официальных турнирах и получают разряды по киберспорту.
Обучение киберспортсменов ведут и частные школы компьютерного спорта.
Чаще всего киберспортсмены – это самоучки, свой профессионализм они оттачивают в виртуальных битвах. Освоить понравившуюся игру можно самостоятельно или с помощью друзей. Ответы на многие вопросы дают русскоязычные и англоязычные интернет-форумы, посвящённые играм.