Профессия дизайнер шрифта
Дизайнер шрифта создает новые графические формы букв, знаков препинания, математических и других знаков, устанавливает характер рисунка написанных букв и знаков. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и черчение (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Краткое описание
Дизайн шрифта – самая незаметная и в то же время самая ответственная работа в области графического дизайна и визуальных коммуникаций. Создавать знаки, кодирующие и передающие информацию – это мастерство высокого класса. Ведь миру должно быть представлено новое произведение графического дизайна, и в то же время характер самого мастера должен остаться в тени, потому что ценность любого текстового шрифта тем выше, чем ближе его начертание к классическим, выработанным веками конструкциям букв.
Сказать новое слово в дизайне шрифта – очень сложная, да и не нужная, задача. Все давно известно, и если привнести в классические формы букв что-то слишком необычное, читатель будет «спотыкаться» при восприятии информации и негодовать. А это «необычное» может заключаться в долях миллиметра. Дизайнеру текстовых шрифтов остается только работать над мельчайшими деталями, сохраняя при этом общепринятую конструкцию.
Тем не менее каждый новый шрифт самым невероятным образом приобретает свой характер. Иначе зачем нам такое большое количество шрифтов, скорее похожих, чем различных. Эти небольшие нюансы разных гарнитур передают характер описываемых вещей. Неслучайно томик классической литературы, рекламный текст о современных компьютерах и описание на этикетке крема набираются разными шрифтами.
Тончайший, но собственный характер есть у каждой текстовой гарнитуры. Основное разнообразие заключается в том, над чем будет работать дизайнер, а это может быть:
- либо шрифт с засечками (антиква);
- либо без засечек (гротеск).
В пределах этих двух направлений ведется кропотливая детальная проработка букв, которые потом будут придавать определенный характер словам, набранным ими, либо оставаться полностью нейтральными.
Иначе дело обстоит со шрифтами, называемыми акцидентными (от англ. accident – случай), которые используются в заголовках и коротких рекламных надписях, призванных скорее привлечь внимание, нежели передать информацию. Здесь дизайнер шрифта располагает гораздо большей свободой для творчества, но многие акцидентные шрифты недолговечны, мода на них проходит достаточно быстро. Бывает, шрифт становится «избитым», устаревает, а заголовки, названия и слоганы, набранные им, начинают вызывать отторжение, и, в конце концов, про шрифт постепенно забывают, увлекаясь новинками в дизайне.
Тем не менее первые работы, в том числе учебные проекты, начинающих шрифтовых дизайнеров – это обычно именно акцидентные шрифты, так как при их разработке гораздо меньше вероятность нарушить многочисленные сложные правила создания текстовых гарнитур.
С развитием рекламы, товарных знаков и логотипов у дизайнеров шрифта появилось еще больше работы. Многие компании хотят иметь не только узнаваемый фирменный стиль, но и специально разработанный уникальный шрифт, характер которого соответствовал бы их товарам и услугам, и который принадлежал бы исключительно данной фирме, придавая ее текстовым сообщениям индивидуальность.
Что делает шрифтовый дизайнер
- Работа дизайнера шрифта начинается с многочисленных эскизов, нарисованных от руки на бумаге. На этом этапе ищется характер шрифта, определяется его назначение и зачастую уже придумывается название.
- После этого дизайнер приступает к созданию графических очертаний букв в специализированных векторных компьютерных программах.
- Зачастую он начинает свою работу с отрисовки двух букв алфавита, имеющих разное графическое содержание: одна из них должна состоять преимущественно из прямых форм, в русском алфавите это может быть буква «п», в латинском – буква «h», вторая буква должна строиться из округлых очертаний, это, конечно же буква «о».
- После того как заданы эти основные формы, дизайнер приступает к прорисовке всех остальных букв, которые могут содержать в себе прямые, округлые и смешанные (как например буква «р») формы.
- Далее он подчиняет все буквы разработанной системе соотношения тонких и толстых штрихов и радиусов скругленных элементов.
- В процессе создания букв дизайнер обязательно набирает ими слова и смотрит, насколько гармонична его шрифтовая идея и не нужно ли внести в нее какие-либо поправки, чтобы слова приобрели максимальную читабельность.
- Кроме того он смотрит, как работают горизонтальные деления таких букв как «е», «н» или «ч»: найдено ли место этих горизонтальных элементов с предельным чувством меры.
Стиль и мера – важнейшая составляющая всего шрифтового дизайна. Разрабатываемые шрифты должны иметь гармоничный контраст толстых и тонких штрихов, все членения должны находиться на выверенном положении выше или ниже центра буквы, величина засечек должна гармонировать с общим начертанием знака, а межбуквенные пространства играют чуть ли не большую роль, чем сами буквы. Правил очень много. Но любящий свое дело дизайнер уважает и хранит их, подчиняется им, работает в их рамках, беспрестанно изучает законы гармонии и развивает чувство меры, как это делали веками его предшественники.
Рабочее место
Чаще всего шрифтовые дизайнеры работают в специализированных дизайн-студиях, занимающихся исключительно разработкой шрифтов.
Другие варианты трудоустройства дизайнера шрифтов:
- издательства;
- полиграфические комбинаты;
- печатные и электронные масс-медиа;
- студии веб-разработки;
- рекламные агентства;
- фриланс.
Оплата труда
Зарплаты дизайнеров шрифта зависят от места работы и квалификации.
Важные качества
- Усидчивость.
- Любовь к деталям.
- Внимательность.
- Образное мышление.
- Чувство стиля, гармонии и меры.
Знания и навыки
Дизайнер шрифта очень хорошо знаком с историей шрифтов, печатных стилей, графического дизайна и рекламы. Он обязательно рисует от руки (преимущественно графику), знает композицию и психологию восприятия визуальных образов. Владеет графическими компьютерными редакторами и специализированными программами для создания шрифта, такими как FontCreator, FontExpert, FontLab, CorelDRAW, BirdFont и др.
Обучение на дизайнера шрифта
Чтобы работать дизайнером шрифта, надо получить высшее образование в области графического дизайна. Подходящие специальности в вузах – профили направления «Дизайн» 54.03.01:
- «Графический дизайн»; Тест: Какие курсы графического дизайна выбрать?
- «Коммуникационный дизайн»;
- «Информационный дизайн».
НИУ ВШЭ (кампусы в Москве и Санкт-Петербурге) открыла узкоспециализированную программу подготовки дизайнеров шрифта: «Коммуникационный дизайн: шрифт, типографика и многостраничное издание».
Еще один вариант обучения профессии – учеба на курсах (например, «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна).