Профессия художник-технолог по сценическому свету
Художник-технолог по сценическому свету призван подчеркнуть общую идею спектакля через свето-цветовое решение, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком и разрабатывает стилистику светового оформления спектакля. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
В театре декорации и освещение играют особую роль. Сценический свет придаёт спектаклю особую выразительность, создаёт необходимый эмоциональный настрой и даже, как утверждал Дэвид Линч «Свет может ощутимо изменить восприятие спектакля, а иногда и характеры героев». Световые эффекты могут до неузнаваемости изменить и декорации: «Темные тучи превращаются в небесные цветы, если их поцелует свет», - говорил Рабиндранат Тагор.
Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной группы в театре.
Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна. Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах:
- верхний свет — прожекторы, подвешенные рядами над сценой (1 план, 2 план);
- боковой свет — осветительные приборы, установленные на боковых галереях и портальных кулисах;
- выносной свет — прожекторы на специальных балконах, рампа (у переднего края сцены);
- горизонтальный свет — оборудование для освещения горизонта;
- специальный свет — светильники в виде фонарей, свечей, факелов, встроенные в декорации.
Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.
В старинных театрах сценическим светом управляла команда осветителей вручную, располагаясь в разных концах театра. В современном театре управление световым оборудованием осуществляется централизованно при помощи компьютерных программ из одного специального помещения. Чтобы управлять всем этим непростым оборудованием, необходимо получить соответствующее образование.
В ходе подготовки нового спектакля составляется световая партитура, в которой отражены:
- перечень и количество осветительных приборов, используемых в спектакле;
- номера световых программ;
- режим освещения и затемнения;
- сигналы для световых перемен (реплики, движения или фразы);
- цвета светофильтров, сила света, направление лучей осветительных приборов и другие параметры.
Световые партитуры уточняются во время свето-монтировочных репетиций, в процессе которых отрабатываются позиции и режимы освещения, а также действия работников осветительного цеха. Световая партитура должна выполняться строго и без изменений.
Особенности профессии
Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:
Художественно-творческая деятельность – в ходе которой специалист:
- занимается разработкой и оформлением светового обеспечения спектакля по проекту художника-постановщика;
- разрабатывает световые эффекты;
- создаёт необходимую документацию световой партитуры спектакля (в случае необходимости привлекая специалистов);
- возглавляет процесс светового оформления сцены;
- участвует в проведении световых репетиций, в ходе которых художественное освещение фиксируется на партитурах;
- осуществляет постоянный контроль за точным выполнением освещения спектаклей в действующем репертуаре;
- в ходе работы использует самые последние достижения науки в сфере театральной техники и технологии, а также новые материалы.
Организационно-управленческая – в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования также входит в обязанности художника-технолога по свету.
Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций).
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Творческая интересная профессия, в которой можно развиваться технически в соответствии с новшествами в этой сфере.
- Профессия востребована не только в театре, но и на концертах, в кино и цирке.
Минусы
- Ненормированный рабочий день
- Ночной образ жизни
- Возможные разногласия с режиссером-постановщиком, который может придерживаться точки зрения К.С.Станиславского и недооценивать роль светового оформления спектакля: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет».
Место работы
Художники по сценическому свету могут работать в театрах, на киностудиях и телевидении, концертных залах, площадках, стадионах, в цирке.
Важные качества
- богатое художественное воображение;
- умение рисовать и работать руками;
- хорошее цветовосприятие;
- эмоциональность;
- внимание к деталям;
- постоянное стремление к профессиональному росту.
Обучение на художника-технолога по сценическому свету
- Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова
- Факультет сценографии и технологий художественного оформления спектакля. При школе имеется мастерская «Художника по свету», в которой есть технические возможности для изучения самых разных современных способов освещения сцены. Здесь учат разработке концепции светового оформления сцены и зала. В ходе практики проводится ознакомление с устройством светотехнического оборудования в театрах Москвы.
- Высшая школа сценических искусств («Театральная школа Константина Райкина»). В 2014 году открылся факультет «Технологии художественного оформления спектакля» со специализацией «Светотехника» и «Звукорежиссура».
- Белгородский государственный институт культуры и искусств
- Факультет «Технологии художественного оформления спектакля».
- Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
- Факультет «Технологии художественного оформления спектакля»
- Казанское Театральное Училище специальность "Светорежиссура"
- Курсы в Театрально-художественном колледже № 60. Семинар «Художник по свету»
Оплата труда
Оплата труда специалистов данного профиля в российских театрах невелика: от 20 тысяч рублей. Но опытных специалистов часто приглашают на подработку в антрепризе, концертных организациях, ночных клубах, где можно достойно заработать — за 2 ночи работы от 25 тысяч рублей.
Ступеньки карьеры и перспективы
Выпускники учебных заведений могут начать свою карьеру в театре с простого осветителя, машиниста сцены, художника-оформителя. Для начинающего художника-технолога по свету - это необходимый этап, на котором приобретается бесценный практический опыт. Постепенно от рядового специалиста художник-технолог может расти от разряда к разряду и стать руководителем подразделения театра, отвечающего за световое оформление спектаклей. Также можно работать в концертных организациях, ночных клубах, цирке, заниматься освещением городских мероприятий, церковных праздников.
Интересные факты
История возникновения сценического света
Сценический свет был создан в XVII веке, когда театральные постановки начали показывать в помещениях. В то время для освещения использовались свечи. То есть, театральное освещение развивалось вместе с появлением новых источников света. В XIX веке в качестве освещения сцены стали использовать масляные лампы, позднее - газовые горелки. С появлением электричества театральное освещение также модернизировалось и стало более подвижным, ярким и выразительным. В разработанных К.С.Станиславским световых партитурах того времени стало возможным передавать состояние природы и погоды: утро, день, сумерки, ночь, солнечная или пасмурная погода.
Но художественное световое оформление спектакля развивалось не только параллельно развитию световой техники. Многие режиссеры с помощью света визуально выражали звучание музыки (Аппиа), либо подчеркивали объем фигуры человека или архитектурные формы, либо выражали трагизм души героя (Крэг).
Великий Мейерхольд использовал световые проекции для изображения лозунгов, рекламы, названий эпизодов. То есть, свет становился выразителем пропагандистских, критических или сатирических позиций режиссера. Чешский сценограф Й.Свобода, используя современные технологии (лазеры и компьютеры), превратил свет в главное действующее лицо театра. Световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес. Эти принципы сценического освещения стали использоваться во всем мире. Й.Свободе принадлежит идея использования в театре видео.
Другие режиссеры, такие как Л.Мондзика и Р.Уилсон, считают силу воздействия света сильнее и выразительнее мастерства актеров. Л.Мондзик создавал свои камерные спектакли как противоборство тьмы и света. Р.Уилсон утверждал, что «свет имеет собственную роль, как актер». Такого рода режиссеры способствовали тому, что возникла профессия художника по сценическому свету. В России эту традицию продолжают и совершенствуют Д.Исмагилов в Москве и Г.Фильштинский в Санкт-Петербурге.
Современное световое оборудование
Управляемые (цифровые, интеллектуальные) световые приборы подразделяются на 2 вида: рисующие и заливающие.
Они представляют собой сканеры и головы с подвижными корпусами. У сканера управлением проекцией светового луча занимается подвижное зеркало, а у головы — движущийся во все стороны корпус. Оба прибора могут изменять цвет и рисунок луча. Управление световым оборудованием выполняется по цифровому протоколу DMX.
Аналоговое световое оборудование представляет собой световые пушки, излучающие следящий луч и приборы заливающего света.
В сегодняшнем театре имеется множество осветительных приборов, создающих великолепные эффекты:
- лунный цветок (другие названия: туннель, веник или флауер) – осветительный прибор, излучающий пучок цветных или белых лучей, расходящихся под разным углом
- стробоскоп–прибор, воспроизводящий световое мерцание в определенном ритме;
- пушка–прожектор, излучающий яркий прямой луч, для следящей подсветки одиночного предмета или человека
- лазерные лучи
- световой пол
- ультрафиолетовые светильники
- генераторы дыма, тумана, снега
- имитатор или генератор пламени и многое другое.
Автор статьи - Флюра Ягофарова.