Профессия концертмейстер-аккомпаниатор

ПрофГид
Профессия концертмейстер-аккомпаниатор

Концертмейстер-аккомпаниатор – профессиональный музыкант, работающий вместе с оркестром, театром или отдельным исполнителем. Он помогает им готовиться к концертам и сопровождает основную партию своей игрой во время выступления. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Рекомендуем вам пройти Тест на профориентацию по школьным предметам

Содержание
Читайте также
Профгид
Профессия «Профессия музыкант»

Краткое описание

Обязанности концертмейстера зависят от того, с кем он постоянно работает. Если он сотрудничает с оркестром или театром, то его основная задача – руководство исполнителями своей группы (например, скрипачами, виолончелистами, вокалистами и т. д.). Во время репетиций он помогает им достичь максимальной слаженности, показывает, как нужно исполнять новые произведения с листа, отрабатывает с ними темп, фразировку и прочие нюансы. Во время концертов он находится на сцене и обычно играет роль «первой скрипки», задавая темп и стиль исполнения: его группа музыкантов ориентируется на него.

Если концертмейстер работает с одним исполнителем, то и во время репетиций, и на сцене он аккомпанирует певцу или представителю другого жанра (как правило, на пианино). Помимо музыкального сопровождения номеров, он готовит, корректирует и интерпретирует нотный материал, помогает осмыслить произведение и продемонстрировать сильные стороны исполнителя.

Особенности профессии

Первая особенность профессии – это ее сложность. Концертмейстер-аккомпаниатор должен соединять безупречное знание теории с высочайшим уровнем исполнительского мастерства, при этом он «един в трех лицах»: как музыкант, как организатор и как наставник. Концертмейстер должен уметь лично продемонстрировать любую технику исполнения, разбираться не только в музыкальном материале и нотной грамоте, но и в организационной стороне дела, вплоть до работы звукорежиссера и правил охраны труда.

Вторая особенность – это профессия не для «одиночек». Повседневная деятельность концертмейстера состоит из непрерывного взаимодействия с другими музыкантами, дирижерами, постановщиками. При этом в музыкальном плане от него ожидается идеальная координация и поддержание баланса: если он выступает, к примеру, в дуэте с певцом, он не должен ни звучать бледно и невыразительно, ни заглушать пение. Сохраняя контроль над ситуацией и во время репетиции, и на концерте, концертмейстер должен импровизировать, когда это необходимо: к примеру, если солист на сцене внезапно ускоряет темп, он мгновенно перестраивается, чтобы не отставать от него.

Третья особенность – широкий спектр возможностей самореализации. Концертмейстер-аккомпаниатор может работать во всех стилях и направлениях – от средневековой музыки до поп-рока; может играть на нескольких инструментах, сотрудничать с оперными труппами, хоровыми коллективами и джаз-бандами, детскими танцевальными ансамблями и исполнителями классических романсов. Он может специализироваться на аранжировках или балете, мюзиклах или студийных записях, сопровождении инструменталистов или народной музыке. Широкий диапазон возможностей требует, с одной стороны, постоянного развития навыков и накопления знаний, а с другой – позволяет найти свою нишу в музыкальном искусстве.

  • Хотите стать профориентологом всего за 2 месяца?
    Получите полезную профессию, помогающую людям. Курс Эльмиры Давыдовой.

Плюсы и минусы

У концертмейстера могут быть сомнения в чем угодно, но только не в необходимости своей работы: его роль в творческом процессе очевидна и общепризнана. Он всегда видит результаты своего труда, получая практически мгновенный отклик как публики, так и коллег. 

В список преимуществ профессии концертмейстера также входят:

  • Творческий характер работы.
  • Востребованность: хорошему концертмейстеру безработица не грозит.
  • Разнообразие задач: профессия позволяет пробовать себя в разных музыкальных направлениях и быстро совершенствовать свои навыки, добиваясь виртуозного владения инструментом.
  • Гибкий график и возможность работать в качестве фрилансера.

Главный минус профессии – очень большая ответственность и связанная с ней психологическая нагрузка. Кроме того, концертмейстеры-аккомпаниаторы:

  • почти всегда находятся на втором плане, в тени дирижера или исполнителя;
  • в начале карьеры сталкиваются с высоким уровнем конкуренции;
  • работая по временному контракту или как фрилансеры, вынуждены мириться с нестабильностью доходов;
  • зарабатывают весьма умеренно, особенно если учитывать сложность работы.
Читайте также
Профгид
Профессия «Профессия музыковед»

Личные качества

Безупречный музыкальный слух, артистические способности, чувство ритма и гармонии – это лишь часть характеристик, которыми должен обладать аккомпаниатор. Ему также необходимы:

  • высокая исполнительская культура;
  • умение работать в команде;
  • внимательность к деталям;
  • образное мышление;
  • энергичность;
  • терпеливость;
  • аналитический ум;
  • способность к импровизации;
  • гибкость, открытость для новых идей и знаний;
  • стрессоустойчивость;
  • хорошая музыкальная память.

Где учиться

Без фундаментального музыкального образования концертмейстеру не обойтись: необходимо закончить не только музучилище, но и консерваторию или другой вуз. В музыкальные училища будущие аккомпаниаторы поступают после 9-го или 11-го класса и учатся по специальностям 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов» или 53.02.04 «Вокальное искусство». Для поступления нужно сдавать экзамен творческой направленности и по сольфеджио.

Чтобы поступить в консерваторию, нужны высокие баллы ЕГЭ по русскому языку и литературе, но главное – пройти предварительное прослушивание, собеседование и творческое профессиональное испытание. Наиболее близкие к будущей профессиональной деятельности специальности:

  • «Музыкально-инструментальное искусство» 53.03.02.
  • «Вокальное искусство» 53.03.03.
  • «Искусство концертного исполнительства» 53.05.01.
  • «Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором» 53.05.02.
  • «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство. Музыкальная педагогика» 53.03.06.

Список российских консерваторий возглавляют РАМ им. Гнесиных, государственные консерватории в Москве и Санкт-Петербурге: учеба в них считается наиболее престижной. Однако получить необходимую теоретическую и практическую базу можно и в других вузах, например, в МГУ, СПбГУ, МГИМ им. Шнитке, МГАХ, Новосибирской государственной консерватории и др.

Вузы

Курсы, связанные с музыкой

Место работы

Если аккомпаниатор не отдает предпочтение фрилансу, перед ним открывается множество возможностей постоянного трудоустройства. Чаще всего концертмейстеры работают:

  • в оркестрах;
  • хоровых коллективах;
  • частных музыкальных студиях;
  • оперных театрах, варьете, театрах оперетты;
  • учебных заведениях – от консерваторий до танцевальных школ;
  • музыкальных и хореографических коллективах;
  • звукозаписывающих студиях;
  • культурных центрах;
  • командах известных классических или эстрадных певцов;
  • филармониях;
  • религиозных учреждениях (руководят церковным хором);
  • ивент-агентствах.

Зарплата

Средняя зарплата опытного концертмейстера-аккомпаниатора в Москве – 45–67 тыс. руб., за пределами столицы – 35–40 тыс. Доходы начинающих еще ниже – 20–25 тыс. руб. в месяц.

Карьера

Карьерный путь концертмейстер обычно начинает, аккомпанируя детям в учебном заведении (школе, студии) или культурном центре. В дальнейшем он переходит к сотрудничеству с оркестрами и театрами, камерными ансамблями и другими коллективами. Чем известнее оркестр или исполнитель, с которыми работает концертмейстер, тем выше его собственный статус в музыкальном мире. Вершина карьеры – музыкальное сопровождение звезды международного уровня, преподавание в консерватории или руководство музыкальным коллективом.

Профессиональные знания

Успешное выполнение обязанностей требует от концертмейстера достаточно глубоких познаний в нескольких направлениях:

  • теории и истории музыки;
  • исполнительской технике;
  • аранжировке и интерпретации музыкальных произведений;
  • методах вокальной педагогики;
  • классической и современной музыкальной драматургии;
  • актуальных музыкальных направлениях;
  • принципах концертмейстерской работы;
  • организации концертного дела;
  • трудовом законодательстве и нормативных актах, регулирующих концертную деятельность.
Читайте также
Профгид
Профессия «Профессия дирижёр»

Материал может содержать рекламу. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.

0 комментариев
Оценка: