Профессия отборщик фильмов для фестивалей
Отборщик фильмов для фестивалей — человек, занимающийся оценкой качества киноленты, исходя из критериев конкретно взятого кинофестиваля. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Такая профессия не является базовой специальностью, которую изучают в учебных заведениях. Нет, на нее специально не учатся. Как правило, отборщиками кино могут стать эксперты из сферы кино: например, режиссеры, сценаристы, кинокритики и др. Это означает, что первоначально членом комиссии может стать тот человек, который достиг успехов в одной из отраслей киноиндустрии.
Краткое описание
Именно отборщик фильмов для фестивалей решает, соответствует ли конкретное кино условиям мероприятия и может ли участвовать в нем. Обычно отбором кино занимается оргкомитет мероприятия. Так, сами организаторы определяют специальную комиссию, которая будет выносить «вердикт» кинолентам. Как правило, имена членов отборочной комиссии остаются в секрете.
Особенности профессии
Отборщики фильмов могут работать на разных этапах анализа кино. Есть несколько уровней самого селекционного процесса, который проводится перед фестивалем. Они могут меняться, исключаться, в зависимости от конкретно взятого фестиваля и его масштаба (городской, в стране, международный). Есть определенные правила, которые действуют в рамках фестиваля, именно они диктуют, кто, как и когда отбирает киноленты.
Итак, отбором фильмов может заниматься:
- сам режиссер (выбирая лучший фильм, из того, что он снял);
- комиссия внутри страны, которая решает, какая кинолента будет представлять страну на кинофестивале международного уровня;
- стажеры (на начальной стадии конкурса);
- более опытные кинокритики;
- лично арт-директор фестиваля;
- обычные зрители (редко, но такое практикуется в некоторых фестивалях).
Исходя из такой информации, отборщиком фильма может стать и профессионал в сфере киноиндустрии, и любитель. Здесь важно каким-то образом иметь связь с конкретным мероприятием. Программа каждого фестиваля имеет какую-либо идею, тему. В любом случае отборщиком фильма не может стать человек, абсолютно ничего не смыслящий в кинокартинах.
Конечно же, отборщик фильмов для фестивалей — это профессия, так как ее представитель имеет перед собой поле деятельности, инструменты (в данном случае собственное мнение, внимательность, умение мыслить масштабно, анализировать и сопоставлять качество огромного количества фильмов, выбирая из них лучший экземпляр). Дополнительной особенностью этой профессии также является умение работать в команде. Целая селекционная (отборочная) комиссия работает над выборкой достойных вариантов, которые смогут принимать участие в самом фестивале.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- опыт и расширение кругозора (каждый отборщик фильмов для фестивалей после проведения анализа десятков, а может, и сотен или тысяч кинолент получает опыт, знания);
- оплачиваемая работа;
- новые полезные связи в киноиндустрии;
- интересная деятельность (плюс профессии в отсутствии рутинной работы. Здесь каждая лента — индивидуальный продукт конкретной группы профессионалов, непохожий на других. Поэтому смотреть и отбирать новые фильмы разного уровня, тематики, глубины и художественного мастерства, — это всегда интересно).
- развитие экспертных качеств (просмотр и селекция кино позволяет развить логическое мышление, умение критиковать, основываясь на конкретные условия фестиваля, художественное чутье и др.)
Минусы:
- деятельность, требующая огромного количества времени (к примеру, чтобы посмотреть полнометражный фильм, необходимо несколько часов);
- эта профессия считается «сезонной» (определенный фестиваль проходит несколько раз в году, а это значит, что эта профессия не может стать основной работой);
- высокая вероятность субъективизма при решении (каждый человек может судить о фильме, исходя из собственного опыта; иногда отборщик фильмов для фестивалей не может отвергнуть эмоциональную составляющую, поэтому часто анализирует фильм субъективно);
- возможны конфликты с другими отборщиками или самими авторами картин, принимающими участие в предварительном отборе кино.
Важные качества
К особенным качествам, которым должен владеть каждый профессиональный специалист по отбору кино, является умение абстрагироваться и воспринимать конкретную картину, независимо от имени режиссера, страны производства и других особенностей. В этой профессии не должно быть «любимчиков». Ум должен быть «холодным», а рассуждения — логичными.
Кроме того, отборщику важно учитывать правила конкурса, а не общее впечатление от просмотра фильма. Если рассмотреть этот момент подробнее, то существуют прекрасные киноленты, однако совершенно не фестивальные (не подходят под критерии конкретного фестиваля).
Обучение на отборщика фильмов
В современном мире нет учебных заведений, где можно получить специализацию «отборщик фильмов для фестивалей». Максимально, как можно приблизиться к знаниям тонкости специфической деятельности, это:
- пойти учиться в ВУЗ на режиссера, сценариста, кинокритика (так, удастся получить базу, необходимую для дальнейшей деятельности);
- окончить дополнительно курсы;
- изучать тонкости профессии самостоятельно (посещать современные мастер-классы, читать интервью успешных отборщиков кино, организовывать встречи с известными в этой отрасли людьми и лично перенимать у них опыт);
- устроиться стажером на один из фестивалей (сначала в рамках страны, а затем покорять международные «горизонты»).
Это рекомендации нельзя рассматривать отдельно. Чтобы стать профессионалом и освоить тонкости профессии полностью, стоит использовать максимальное количество вышеуказанных условий, а не один из вариантов обучения.
Место работы
Работать можно на любом фестивале в рамках города, страны, мира.
Оплата труда
Этот вопрос сугубо индивидуален и зависит от масштаба фестиваля, его бюджета. На международных мероприятиях специалисту-отборщику платят приличные гонорары.
Карьера
Фестиваль — это море перспектив. В процессе отбора можно познакомиться с нужными людьми, вести с ними дальнейшее сотрудничество. Карьерный рост отборщика кинофильмов зависит от его устремлений. Достигнуть больших высот возможно.
Профессиональные знания
Базовые знания развития мирового кино — это обязательно. Узкие специалисты отборщиками не станут. Художественное чутье — это не менее важное качество. Каждый отборщик фильмов для фестивалей должен уметь видеть в кино все его преимущества и недостатки. Это возможно, если отборщиком является человек, тесно связанный с киноиндустрией (имеет специальное образование, например, сценарист, кинорежиссер, возможно, является профессиональным критиком).
Также представитель этой современной деятельности должен уметь анализировать картину, к тому же предоставлять анализ профессионально перед другими членами селекционной комиссии, уметь сопровождать свое окончательное мнение аргументами, фактами, которые он увидел в фильме.
Это основные качества, существует, конечно же, множество дополнительных нюансов.
Известные люди этой профессии
Часто деятельность представителя этой профессии остается «за кадром», хотя ее значимость в проведении фестиваля далеко не последняя. Это происходит для того, чтобы участники отбора не смогли повлиять на его результат. Все же известные отборщики есть: Игорь Гуськов, Жоэль Шапрон и др.