Сессионный музыкант
Сессионный (студийный, концертный) музыкант – профессионал в сфере инструментальной музыки или вокала, не входящий в штат какого-либо музыкального коллектива, но регулярно участвующий в различных музыкальных проектах (сессиях) в качестве приглашенного исполнителя. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Сессионного музыканта нанимают продюсеры, руководители оркестров, владельцы звукозаписывающих студий или участники музыкальных групп на условиях временного сотрудничества. Чаще всего от этого исполнителя требуется выступить в качестве бэк-инструменталиста или бэк-вокалиста, обеспечивая музыкальную поддержку ведущим участникам проекта. Еще один вариант – участие в команде музыкантов, собравшихся для записи рекламного ролика, саундтрека для фильмов или постановки шоу.
Продолжительность сотрудничества студийного музыканта с работодателями зависит от условий конкретного договора: иногда это 2 недели, иногда полгода. Таким образом, его профессиональная деятельность – бесконечная смена проектов и задач, а иногда и музыкальных направлений: вчера он участвовал в записи саундтрека для детского фильма, сегодня участвует в концерте джазовой группы как второй саксофонист, а завтра будет аккомпанировать на фортепиано исполнительнице романсов.
В выборе проектов студийный музыкант совершенно свободен: у него нет начальника, он почти всегда работает как фрилансер. В то же время его деятельность юридически оформлена: он подписывает с работодателем официальный договор, в котором оговариваются все условия его работы.
Особенности
Профессия студийного музыканта привлекает свободой выбора и независимостью, но в то же время она требует от исполнителя универсальности и мобильности. Универсальность предполагает не только владение как минимум двумя музыкальными инструментами или знание многих вокальных техник, но и способность усваивать стилистику нового коллектива, имитировать его фирменное звучание, играть так, словно за плечами многолетнее сотрудничество с коллегами-музыкантами. Необходимо также располагать собственными музыкальными инструментами профессионального класса и дополнительным оборудованием. Чем шире диапазон возможностей сессионного исполнителя, тем больше у него предложений и тем выше заработки.
Мобильность, в свою очередь, подразумевает как способность быстро переключаться между разными стилями, так и мгновенное усвоение нового музыкального материала. У сессионных музыкантов нет времени на «раскачку»: они должны учить ноты или табулатуры буквально на ходу. Далеко не всегда есть возможность предварительно порепетировать: цейтнот для этих профессионалов – не исключение, а часть привычной рабочей атмосферы. Иногда от студийных музыкантов требуется запоминать мелодию на слух, заниматься импровизацией и даже создавать собственные инструментальные партии.
При этом исполнительство – важная, но не единственная часть работы сессионного музыканта. Немало времени у него занимает самопрезентация и поиск проектов. Даже востребованный студийный исполнитель не может себе позволить почивать на лаврах: он должен постоянно взаимодействовать с коллегами-музыкантами, звукорежиссерами, продюсерами и студиями звукозаписи, расширять профессиональное портфолио, рекламировать себя в TikTok и соцсетях, быть в курсе музыкальной жизни и не упускать ни одной возможности заявить о себе, включая конкурсы и благотворительные концерты.
Плюсы и минусы
Рутина и однообразие, губительные для творческих людей, студийным музыкантам не знакомы в принципе: их повседневная деятельность представляет собой непрерывно меняющийся калейдоскоп новых впечатлений, а работа в разных жанрах позволяет раскрыть все грани дарования.
Среди других преимуществ профессии:
- Творческая независимость.
- Гибкий график, возможность самостоятельно планировать распорядок дня.
- Знакомство с известными людьми в мире музыки и шоу-бизнеса.
Минусы:
- Отсутствие стабильности: сегодня у музыканта три сессии, а завтра ни одной.
- Необходимость постоянного поиска новых сессий.
- Умеренные доходы, особенно у начинающих сессионных музыкантов.
Личные качества
Абсолютный слух, музыкальные способности и артистизм, необходимые любому исполнителю, нужны и студийному музыканту, однако не менее важна коммуникабельность. Избегающий общения интроверт никогда не преуспеет в качестве сессионного исполнителя, даже если он будет играть как Паганини: он просто не найдет работу. Необходимы также:
- дисциплинированность;
- высокий уровень самоорганизации;
- выносливость;
- энергичность;
- креативность;
- дипломатичность;
- умение работать одновременно над несколькими проектами и быстро переключаться на разные задачи.
Где учиться
Независимое положение сессионного музыканта не означает, что ему не нужно профессиональное образование: обучение в ссузе или вузе, помимо базовых знаний и умений, поможет обзавестись связями и стать своим в музыкальном мире.
Многие студийные исполнители заканчивают музыкальные училища по одной из специальностей:
- 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» – поступление на базе начального общего образования; учиться 6 лет 10 месяцев;
- 53.02.04 «Вокальное искусство»– поступление на базе 9 классов; учиться 3 года 10 месяцев.
- 53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады» – поступление на базе 9 классов; учиться 3 года 10 месяцев.
Абитуриенты должны преодолеть вступительные испытания творческой направленности и сдать экзамены по сольфеджио. Музыкальные училища есть во всех крупных городах, а в Москве и Санкт-Петербурге их несколько: им. Гнесиных, училище при Московской консерватории, Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Мусоргского и др.
Обучение в консерватории желательно, хотя и не обязательно для сессионного музыканта. Поступить в консерваторию сложнее, чем в музыкальное училище: выпускников обычных средних школ или средних специальных музыкальных школ ждут предварительное прослушивание, а затем собеседование, творческое и профессиональное испытания. Зато результаты ЕГЭ требуются всего по двум дисциплинам – русскому языку и литературе. Самые престижные вузы, в которых можно получить музыкальное образование – РАМ им. Гнесиных, Московская государственная консерватория им Чайковского и Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова.
Курсы, связанные с музыкой
Карьера
В начале профессиональной деятельности главная задача сессионного музыканта – заявить о себе, добиться хотя бы минимальной популярности. Для этого ему приходится участвовать в любых проектах независимо от того, нравятся они ему или нет, а порой даже работать бесплатно. По мере того как увеличивается объем его портфолио и количество профессиональных связей, растет и уровень проектов. Возникает своего рода замкнутый круг: чем больше студийный исполнитель выступает, тем чаще его приглашают и тем более выгодные договоры он заключает.
Показателем карьерного роста сессионного музыканта служат не только хорошие доходы, но и отсутствие «простоев» в работе: он всегда востребован. Так, один из известнейших американских студийных исполнителей Натан Ист вспоминал, что на пике популярности у него было 28–30 музыкальных сессий в неделю.
Вершиной карьеры сессионного музыканта считается работа со звездами мирового уровня. Например, Натан Ист за последние 35 лет принял участие в записи более 2000 альбомов таких мегазвезд, как Майкл Джексон, Барбра Стрейзанд, Уитни Хьюстон, Эрик Клэптон, Стиви Уандер, Фил Коллинз, Андреа Бочелли, Бейонсе.
Место работы
Отсутствие постоянного работодателя – отличительная особенность этой профессии. Некоторые студийные музыканты регулярно сотрудничают с определенными музыкальными студиями, но, как правило, они работают как фрилансеры от проекта до проекта.
Зарплата
Доходы сессионных музыкантов состоят из фиксированных гонораров за участие в концертах, студийных записях и прочих проектах. Почасовая оплата их труда может варьироваться от 3000 до 10 000 руб. Средний ежемесячный заработок составляет около 70 000–100 000 руб.
Профессиональные знания сессионного музыканта
- Теория и гармония музыки.
- Инструментальные или вокальные техники.
- Особенности различных музыкальных стилей – от классики до джаза.
- Создание аранжировок.
- Методы самостоятельного анализа музыкального произведения.
- Звукозаписывающее и концертное оборудование.
- Структура и принципы работы музыкальной индустрии.
- Современная музыкальная нотация, желательно также знание популярных программ – редакторов нот: Finale и Sibelius и др.