Профессия второй режиссёр
Второй режиссёр — уникальный профессионал, человек-оркестр, отвечающий на съёмочной площадке практически за всё: Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
- организацию и планирование съёмочного процесса;
- дисциплину актеров и всех участников съёмки;
- размещение, питание, выполнение райдеров и капризов ведущих актёров;
- поиск и выбор мест для съёмок в соответствии со сценарием;
- налаживание отношений между продюсерами и режиссёром.
Впервые оказавшись на съёмочной площадке, люди могут принять второго режиссера за самого главного. Он, как правило, заметен сразу, так как стоит в центре площадки и громко командует всеми по рации или мегафону: «Все по местам! Занять исходные позиции! Тишина на площадке! Камера? Звук? Отмечаем дубль! Начали!» На английском языке профессия второго режиссёра справедливо называется 1st AD - First Assistant of Director – Первый ассистент режиссёра. Ведь именно он даёт импульс съёмочному процессу и обеспечивает его организованность, непрерывность и интенсивность.
Вспомните недавний сериал Валерия Тодоровского «Оттепель» и колоритный образ второго режиссера — Регины Марковны, которая была для всех мамкой, нянькой (в том числе, для режиссера) и решала все производственные, технические, административные и бытовые вопросы. Одним словом, капитан корабля под названием «КИНО».
Второй режиссёр создаёт условия для комфортной работы режиссера и оператора. Из хаоса и беспорядка, образованного большим количеством людей и техники, он организует чёткий порядок и творческую атмосферу, без которых невозможно проведение съёмок. То есть, каким-то немыслимым образом сочетает несочетаемое. Только он один знает: где сегодня проходят съёмки, какие эпизоды снимают, какие актеры заняты, когда будут готовы декорации и реквизит. Он как полководец сводит в нужное время в нужном месте человеческие и материальные ресурсы. Придя в павильон, режиссер-постановщик спрашивает второго режиссера: «Что мы сегодня снимаем?»
Ответственность второго режиссёра распространяется абсолютно на всё. Если оператор только снимает кино, звукорежиссер — озвучивает, актеры — играют роли, то есть каждый занят исключительно своим делом, то второй режиссёр отвечает за всех и за всё! Довольно часто о нем говорят: второй режиссер — не второй режиссер, а скорее, ГЛАВНЫЙ режиссер в любом проекте. Второй режиссер отвечает за все оплошности производственных отделов.
У второго режиссера, как у волшебника, не бывает ответа: «Нет». Но есть ответ: «Да, дайте пять минут подумать». Как показывает практика, почти ничего невозможного для второго режиссера не бывает. Хотя ситуации бывают всякие: пробки на дорогах, неожиданные болезни, беременности ведущих актрис.
Объём информации, которую приходится держать в голове второму режиссёру, огромен:
- в какую смену какие актеры снимаются;
- какой реквизит используется в каждой сцене;
- какие костюмы и когда следует надевать;
- когда кому гримироваться;
- каким образом осуществляется компьютерная графика.
Профессионализм второго режиссера считается высочайшим в том случае, если в момент приезда режиссера-постановщика на съемки свет выставлен, камеры стоят, реквизит готов, актеры помнят свой текст и готовы к репетициям или съёмке. Режиссёру-постановщику остается выпить чашку кофе и дать команду к началу съёмок.
Особенности профессии
На съемках главная задача второго режиссера — полностью оградить режиссера-постановщика от производственных проблем. У него другие задачи – творческие.
Съёмка фильма происходит в два периода: подготовительный и съёмочный.
Полный набор функциональных обязанностей второго режиссера:
- организация фото- и кинопроб актеров;
- проведение предварительных репетиций;
- выбор мест натурных съёмок;
- руководство массовками;
- участие в подборе и выборе актеров на главные и эпизодические роли, групповые сцены;
- организация съёмочного процесса;
- создание второго плана;
- участие в разработке сметы на все периоды съёмки фильма: режиссерских разработок, подготовительного периода, непосредственно съёмочного процесса;
- контроль за выполнением съемочной группой творческого замысла режиссера-постановщика;
- создание условий для производства кинофильма на высоком художественном уровне;
- разработка Календарно-постановочного плана и генеральной сметы;
- участие в создании и защите проекта создания фильма;
- составление актерского графика и контроль за дисциплиной;
- подбор интерьера, реквизита, иконографического материала для съёмок;
- рациональное расходование средств генеральной сметы;
- подготовка графика съёмочных сцен с целью непрерывного процесса производства фильма;
- организация просмотра и обсуждения отснятого материала;
- участие в дублировании, сокращении и монтаже фильма;
- создание рекламных роликов к фильму;
- участие в озвучивании фильма, записи музыки.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
Слава, признание, успех, творческая составляющая профессии, высокий уровень оплаты труда, востребованность профессии, её высокий престиж.
Минусы:
- Ненормированный рабочий день;
- разъездной характер работы;
- необъятный объём работ;
- высочайший уровень ответственности за результаты работы других людей;
- нервная работа;
- карьеру удаётся сделать единицам.
Место работы
Кинокомпании, киностудии, рекламные компании.
Важные качества
- Коммуникабельность;
- умение сосредоточиться одновременно на нескольких задачах и объектах;
- внимание к мелочам;
- педантичность, склонность к порядку в делах;
- умение находить выход из трудных ситуаций, авралов и форс-мажоров;
- способность импровизировать, так как ни на одной съёмке не бывает, чтобы всё шло по плану;
- стрессоустойчивость;
- умение найти подход к разным типам творческих людей с яркой индивидуальностью;
- психотерапевтический подход по налаживанию отношений внутри большого коллектива;
- лидерские способности;
- широкий кругозор;
- творческое воображение.
Второй режиссер должен конкретно знать, чем занимается каждый работник на съёмочной площадке, какие ресурсы и средства ему нужны для качественной работы и сколько времени это займет.
В целом, это люди с амбициями, авантюристы, живущие вне правил, движущие эту жизнь, делая ее интересной и неожиданной.
Обучение на второго режиссера
- В Высшей школе журналистики при ВШЭ существуют специальные курсы «Введение в кинопроизводство. Второй режиссер», которые дают представление об обратной, конкретно-производственной стороне кино.
- Московская школа нового кино. Факультет вторых режиссеров.
- Студия «Свободное кино». Киношкола вторых режиссеров.
- Имеются также курсы: Высшие курсы кино и телевидения ВГИК им. С.А.Герасимова
- Мосфильм. Курсы вторых режиссеров. Обучение бесплатное, но с отработкой по окончании курса на площадке. Длительность курса 6-8 месяцев. Набор осуществляется для производственных нужд «Мосфильма».
- Но лучше всего получить сначала базовое образование во ВГИКе — Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии в Москве на режиссерском факультете.
- Московский Государственный университет культуры и искусств, Театрально-режиссерский факультет.
- Институт современного искусства. Факультет режиссуры кино и ТВ.
- Российский университет театрального искусства ГИТИС. Режиссерский факультет.
Курсы, связанные с театром и кино
Оплата труда
Гонорар второго режиссера за один кинопроект может достигать 500 тыс. руб.
Ступеньки карьеры и перспективы
Вторым режиссером можно стать, пройдя несколько ступеней ассистента режиссера. Как правило, дальнейшая карьера второго режиссера складывается в продюсерском направлении. Как говорят, «самый лучший продюсер - бывший второй режиссер». А в целом, слава, успех проекта, всеобщее признание и награды – это и есть удачная карьера второго режиссера, для достижения которой необходимы талант, упорство и трудолюбие.
Интересные факты
Курсы "Второй режиссер" представляют собой практический курс, в рамках которого преподают не только основы профессии второго режиссера, но и азы профессий всех участников съёмочного процесса — режиссера-постановщика, продюсера, оператора и т. д. Каждый обучающийся сможет поработать с литературным произведением: от авторского текста — к сценарию, который затем будет разложен на все производственные этапы.
В результате обучения, получив необходимые навыки, студенты могут стажироваться на реальных съёмочных площадках, а впоследствии работать в индустрии кино- и телепроизводства на позиции второго режиссера.
Программа курсов включает в себя все этапы съёмки фильма — подготовительный и съёмочный периоды, а также правила составления документов по кинопроизводству:
Эффективная организация работы подготовительного периода:
- работа над сценарием;
- кастинг;
- подбор объектов, декораций, реквизита;
- постановка задач перед цехами;
- планирование.
Управление съёмочным процессом и коллективом:
- организация съемочного дня, вызывной лист, тайминг;
- типичные проблемы на съемочной площадке, способы их решения;
- векторы отношений в коллективе, подчинение и субординация.
Составление основных кинопроизводственных документов:
- режиссерский сценарий;
- брейкдаун;
- календарно-производственный план;
- вызывной лист;
- отчет по таймингу;
- производственный отчет с площадки.
Автор статьи: Флюра Ягофарова